Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция Научная статьяМарин Е. Б. к.и.н., доц., Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия egor-marin@yandex.ruORCID ID=0000-0002-0409-5065DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.642Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. С. 82-105Дата поступления статьи: 17.03.2020Скачиваний статьи: 351Рубрика: Социальнаые детерминанты российского общества: вчера и сегодняСсылка для цитирования: Марин Е. Б. Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. C. 82-105.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.642For citation: Marin E. B. Images of Russian political leaders as viewed by youth: a semantic reconstruction. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 82-105DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.642Текст статьиАннотацияВ публикации представлены материалы семантической реконструкции образов российских политических деятелей в представлении учащейся молодёжи по материалам эмпирического исследования, проведённого в 2018 г. В ходе исследования были опрошены студенты высших учебных заведений и среднего профессионального образования Приморского края. Проведённая семантическая реконструкция образов российских политических деятелей позволила выявить как содержательные, так и структурные характеристики каждого образа. Была определена категориальная структура семантического пространства представлений о политических лидерах. К общим категориям, выделенным на основе ассоциаций, относятся прежде всего «лидерские», «нравственные и человеческие качества», «интеллектуальные», «отрицательные личностные качества» и «политическая символика». Данные категории, выделенные на материале ассоциаций, имеют чёткие параллели в категориях, полученных с применением факторного анализа данных семантического дифференциала. К общим категориям оценивания лидеров по данным СД относятся прежде всего «Интеллектуальные и лидерские качества», «Корыстность и лицемерие – доброта», «Агрессивность и грубость – внешняя привлекательность». В составе категории «негативные личностные качества» можно проследить подкатегории, обратные (зеркальные) положительным качествам (глупость противоположна интеллектуальности и мудрости, агрессивность обратна доброте). Кроме того, были выявлены содержательные характеристики образов 4-х ведущих российских политических деятелей в представлении молодёжи. Сравнительный анализ образов российских политиков показывает, что положительные личностные качества в представлении респондентов наиболее выражены у В. Путина и Р. Кадырова. При этом оба являются носителями так называемых «лидерских качеств» и высоких морально-нравственных характеристик. Такие данные соответствуют запросу современного российского общества на компетентного, волевого и нравственно положительного лидера. В целом выявленные категории и группы качеств позволяют реконструировать структуру организации субъективного опыта восприятия политических лидеров и политического мышления молодых россиян. Данные, полученные в настоящем исследовании, могут быть полезны для последующих исследований политического сознания, использованы политическими лидерами и партиями в практической работе.Ключевые словаобраз, политический лидер, политическое сознание, психосемантика, студенты, Приморье, молодёжьСписок литературыВершинина Н. С, Мирицкая Е. А., Муравьева О. И. 2008. Сознательные и бессознательные компоненты образа политической власти // Сибирский психологический журнал. № 27. С. 54–59. Выборы на фоне Крыма: электоральный цикл 2016–2018 гг. и перспективы политического транзита / Баскакова Ю. М. и др. Под ред. В. Федорова. М.: ВЦИОМ, 2018. 440 с. Дурдин Д. М. 2000. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Полис. № 2. С. 133–151. Затонских А. В. 2013. Личность партийного лидера как фактор восприятия политической партии: Круглый стол журнала «Полис» и кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова: «Политическое поведение: бессознательные механизмы и их рационализация»// Полис. Политические исследования. № 6. С. 53–54. Зверев А. Л., Палитай И. С., Рогозарь А. И., Смулькина Н. В. 2016. Особенности политического восприятия в современных российских условиях // Полис. Политические исследования. № 3. С. 40–54. Калита В. В., Марин Е. Б. 2018. Ведущие политические партии России в представлении студенческой молодёжи Приморского края: семантическая реконструкция: монография. Владивосток: ДВФУ. 114 с. Климова С. Г., Якушева Т. В. 2000. Образы политиков в представлениях россиян. URL: https://bd.fom.ru/report/map/ks0010091 (Дата посещения: 04.02.2019). Марин Е. Б., Калита В. В. 2013. Разработка и экспертная оценка частного семантического дифференциала (СД) «политическая партия» // Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке. № 3. С. 53–60. Митина О. В., Петренко В. Ф. 2018. Опыт использования психосемантической методики «Образ политического лидера» для сопоставительных исследований восприятия имиджей политических деятелей // Ярославский педагогический вестник. № 5. С. 265–289. Нестерова С. В. 2002. Отношения власти и населения. Проблемы презентации власти и ее восприятия гражданами // Психология восприятия власти / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Социально-политическая Мысль. 244 с. Петренко В. Ф. 2010. Основы психосемантики. 2-е изд. М.: ЭКСМО. 480 с. Петренко В. Ф., Гладких Н. Ю., Митина О. В. 2016. Психо- семантический анализ восприятия политических лидеров (на материале выборки студентов из Южной Кореи) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 2. С. 64–87. Петренко В. Ф., Митина О. В. 2017. Психосемантический подход в реконструкции политического менталитета: методы и примеры исследований // Вестник Российской академии наук. Т. 87. № 1. С. 50–64. Петренко В. Ф. 2005. Психосемантический анализ имиджа политических лидеров // Основы психосемантики. СПб.: Питер. С. 418–435. Петренко В. Ф., Митина О. В. 1997. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ. 213 с. Петренко В. Ф., Митина О. В. 2015. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. № 3. С. 27–40. Серкин В. П. 2008. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЧЕЛА. 378 с. Собкин B. C. 1997. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО. 318 с. Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. 1996. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Полис. № 5. С. 168–191. Шестопал Е. Б., Нестерова С. В. и др. 2012a. Образы кандидатов в президенты 2012 в массовом сознании // Власть. № 3. С. 186–190. Шестопал Е. Б., Шутов А. Ю. и др. 2012b. Образы лидеров в массовом сознании накануне президентских выборов // Полис. № 4. С. 160–174. Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. 1988. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. М.: МГУ. 208 с. Marin, E., Vitaly, K., Yulina, G. et al. 2019. Image of The Communist Party of The Russian Federation as Viewed by Russian Students: Factor Semantic Reconstruction. Amazonia Investiga. 8(24). Р. 53–61. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2