Сетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма) Научная статьяОстровская Е. А. д.соц.н., доц., Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия e.ostrovskaya@spbu.ruORCID ID=0000-0003-0664-1514Elibrary SPIN=6672-8953Бадмацыренов Т. Б. д.соц.н., доц., Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия; Центр социально-политических исследований «Альтернатива», Улан-Удэ, Россия badmatsyrenovtb@bsu.ruORCID ID=0000-0002-6363-9464Elibrary SPIN=5847-4109DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.6EDN: PKBVEWСетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма)// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. С. 79-106Исследование выполнено за счет гранта РНФ №24-48-03022 «Традиционный буддизм, постсекулярность и современные общественно-политические процессы в России и Монголии».Дата поступления статьи: 02.09.2024Рубрика: Формирование ценностей: диалектика инновационного и традиционногоСсылка для цитирования: Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Сетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма) // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. C. 79-106.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.6. EDN: PKBVEWFor citation: Ostrovskaya E. A., Badmatsyrenov T. B. Network technologies as a tool for self-presentation of small religious groups (the case of Buddhism new for Russia). Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3. P. 79-106DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.6. EDN: PKBVEWТекст статьиАннотацияВ данной статье анализируются результаты долгосрочного исследования стратегий русскоязычной буддийской общины в отношении интернета и новых медиа. Авторы представляют результаты исследования двух кейсов буддийских цифровых новаторов – сообществ русскоязычной ветки Международной Дзогчен-общины и российской Тхеравады. Авторы выбрали для анализа именно эти два кейса, поскольку они репрезентативны для социологического рассмотрения многомерных связей между онлайн и офлайн коммуникациями российского цифрового буддизма. Предмет исследования представляется весьма актуальным, так как в современной социологии все большее внимание уделяется исследованию влияния медиатехнологий, интернета и социальных медиа на религиозные традиции, практики и формы социальной организации религии. Причиной этого является углубляющийся процесс медиатизации современных обществ. Он принес с собой принципиальные трансформации различных сфер жизнедеятельности социума. Религии вовлекаются в процесс медиатизации, ставящий перед ними целый ряд серьезных вопросов, требующих новых, неизвестных их традициям ответов. Так, цифровизация священных текстов несет с собой девальвацию традиции канонического знания и толкования священных текстов. В этом сложном контексте переформатирования социальной реальности российские традиционные религии разрабатывают собственные рефлексии и ответы на риски медиатизации. В русскоязычном интернете православие, ислам, иудаизм и буддизм представлены богатым разнообразием сайтов соответствующих религиозных общин и центров различных направлений, подкастами, каналами, пабликами, группами и блогами в социальных сетях. И, как показывают результаты социологических исследований, смысловым стержнем транслокальных религиозных коммуникаций, опосредованных медиа, выступает обсуждение соотнесенности ценностно-нормативных координат повседневной жизни с религиозно-доктринальной регламентацией. Новые цифровые медиа бросают вызов религиозным традиционным ценностям, поскольку предоставляют пространство и способы формирования новых религиозных авторитетов, новых способов влияния на определенную религиозную группу. Исследование проводилось по разработанной авторами методике, сочетающий методы математического моделирования и качественной социологии. Авторы приходят к выводу, что парадоксальным образом нетрадиционные для России буддийские организации приняли новаторскую стратегию, оказались весьма креативны в привлечении новых медиа и продвижении собственных презентаций в публичное пространство. А направления буддизма, институционализированные в истекшие 30 лет, наоборот – консервативны.Ключевые словароссийский цифровой буддизм, буддийские цифровые новаторы, медиастратегии, российская Тхеравада, Хинаяна, МахаянаСписок литературы Актамов И. Г. Бадмацыренов Т. Б., Цыремпилов Н. В. Российский буддизм в интернет-измерении // Власть. 2015. № 7. С. 125–130. EDN: UDRSFV. Гришаева Е., Шумкова В. Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(2). С. 28–32. DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-7-40; EDN: KGECLH. Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Стратегии буддийских сообществ в новых медиа // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 109–119. DOI: 10.31857/S013216250019277-7; EDN: GPPGQB. Anderson J. The Internet and Islam’s new interpreters // Eickleman D. F. (ed.) New media in the Muslim world: The emerging public sphere. Bloomington: Indiana University Press, 1999. 213 p. Buddhism, the Internet, and Digital Media The Pixel in the Lotus / Ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. N. Y.: Routledge, 2014. 240 p. Campbell H. (ed.) Digital Judaism: Jewish Negotiations with Digital Media and Culture. N. Y.: Routledge, 2015. 222 p. Campbell H. Framing the Human-Technology Relationship: How Religious Digital Creatives Engage Posthuman Narratives // Social Compass. 2016. Vol. 63(3). P. 302–318. DOI: 10.1177/0037768616652328. Campbell H. Introduction: The rise of the study of digital religion // Digital Religion. Understanding Religious Practice in New Media Worlds / Ed. by H. A. Campbell. N. Y.: Routledge, 2012. 276 p. Campbell H. When Religion Meets Media. L.: Routledge, 2010. 232 p. Campbell H., Bellar W. Digital Religion: The Basics. N. Y.: Routledge, 2022. 178 p. Campbell H., Tsuria R. (eds) Digital Religion: Understanding Religious Practice in Digital Media. L.: Routledge, 2022. 308 p. Cheong P., Huang S., Poon J. Cultivating Online and Offline Pathways to Enlightenment. Religious authority and strategic arbitration in wired Buddhist organization // Information, Communication & Society. 2011. Vol. 14(8). P. 1160–1180. DOI: 10.1080/1369118X.2011.579139. Connely L. Virtual Buddhism: Online Communities, Sacred Place and Objects // The Changing World Religion Map: Sacred Places, Identities, Practices and Politics. N. Y.: Springer, 2015. 3926 p. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge, UK: Polity Press, 2017. 290 p. Grieve G. P. The Middle Way Method: A Buddhist-Informed Ethnography of the Virtual World of Second Life // Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus / Ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. N. Y.: Routledge, 2015. 232 p. Grieve G. P. Cyber Zen: Imagining Authentic Buddhist Identity, Community, and Practices in the Virtual World of Second Life. L.: Routledge, 2016. 278 p. Grieve G. P., Veidlinger D. Buddhist Media Technologies // The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism / Ed. by. M. Jerryson. N. Y.: Oxford University Press, 2016. 469 p. Kim M. C. Online Buddhist community: An alternative organization in the information age // Hojsgaard M., Warburg M. (eds) Religion and cyberspace. L.: Routledge, 2005. 224 p. Krotz F. Mediatization. A concept with which to grasp media and societal change // Lundby K. (ed.), Mediatization: Concept, changes, consequences. N. Y., NY: Peter Lang, 2009. 317 p. Lee J. Cultivating the Self in Cyberspace: The Use of Personal Blogs among Buddhist Priests // Journal of Media and Religion. 2009. Vol. 8(2). P. 97–114. Lövheim M., Axner M. Mediatized religion and public spheres: Current approaches and new questions // Granholm K., Moberg M., Sjö S. (eds) Religion, Media, and Social Change. L.: Routledge, 2015. 224 p. Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T. et al. Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha // Religions. 2021. Vol. 12(6). P. 449. DOI: 10.3390/rel12060449. Ostrowski A. American Cybersangha: Building a Community or Providing a Buddhist Bulletin Board? // Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus / Ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. N. Y.: Routledge, 2015. 232 p. Prebish Ch. S. The Cybersangha: Buddhism on the Internet // Religion online: Finding Faith on the Internet / Ed. by L. L. Dawson, D. E. Cowan. N. Y., L.: Routledge, 2004. 288 p. Radde-Antweiler K., Zeiler X. Mediatized Religion in Asia: Studies on Digital Media and Religion, L.: Routledge, 2019. 248 p. Schlutter M. Buddhism in the Digital World // The Wiley Blackwell Companion to East and Inner Asian Buddhism / Ed. by M. Poceski. Wiley Blackwell, 2014. 552 p. Veidlinger D. Introduction // Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus /Edited by Gregory P. Grieve, Daniel Veidlinger. New York: Routledge. 2015. 232 p. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3