Сетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма)

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Сетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма)

Научная статья

Островская Е. А. д.соц.н., доц.,
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e.ostrovskaya@spbu.ru
ORCID ID=0000-0003-0664-1514
Elibrary SPIN=6672-8953
Бадмацыренов Т. Б. д.соц.н., доц.,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия; Центр социально-политических исследований «Альтернатива», Улан-Удэ, Россия
badmatsyrenovtb@bsu.ru
ORCID ID=0000-0002-6363-9464
Elibrary SPIN=5847-4109


DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.6
EDN: PKBVEW

Сетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма)
// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. С. 79-106

Исследование выполнено за счет гранта РНФ №24-48-03022 «Традиционный буддизм, постсекулярность и современные общественно-политические процессы в России и Монголии».

Дата поступления статьи: 02.09.2024
Рубрика: Формирование ценностей: диалектика инновационного и традиционного

Ссылка для цитирования:
Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Сетевые технологии как инструмент самопрезентации малых религиозных групп (кейс новых для России направлений буддизма) // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. C. 79-106.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.6. EDN: PKBVEW

For citation:
Ostrovskaya E. A., Badmatsyrenov T. B. Network technologies as a tool for self-presentation of small religious groups (the case of Buddhism new for Russia). Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3. P. 79-106
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.6. EDN: PKBVEW


Аннотация

В данной статье анализируются результаты долгосрочного исследования стратегий русскоязычной буддийской общины в отношении интернета и новых медиа. Авторы представляют результаты исследования двух кейсов буддийских цифровых новаторов – сообществ русскоязычной ветки Международной Дзогчен-общины и российской Тхеравады. Авторы выбрали для анализа именно эти два кейса, поскольку они репрезентативны для социологического рассмотрения многомерных связей между онлайн и офлайн коммуникациями российского цифрового буддизма. Предмет исследования представляется весьма актуальным, так как в современной социологии все большее внимание уделяется исследованию влияния медиатехнологий, интернета и социальных медиа на религиозные традиции, практики и формы социальной организации религии. Причиной этого является углубляющийся процесс медиатизации современных обществ. Он принес с собой принципиальные трансформации различных сфер жизнедеятельности социума. Религии вовлекаются в процесс медиатизации, ставящий перед ними целый ряд серьезных вопросов, требующих новых, неизвестных их традициям ответов. Так, цифровизация священных текстов несет с собой девальвацию традиции канонического знания и толкования священных текстов.

В этом сложном контексте переформатирования социальной реальности российские традиционные религии разрабатывают собственные рефлексии и ответы на риски медиатизации. В русскоязычном интернете православие, ислам, иудаизм и буддизм представлены богатым разнообразием сайтов соответствующих религиозных общин и центров различных направлений, подкастами, каналами, пабликами, группами и блогами в социальных сетях. И, как показывают результаты социологических исследований, смысловым стержнем транслокальных религиозных коммуникаций, опосредованных медиа, выступает обсуждение соотнесенности ценностно-нормативных координат повседневной жизни с религиозно-доктринальной регламентацией. Новые цифровые медиа бросают вызов религиозным традиционным ценностям, поскольку предоставляют пространство и способы формирования новых религиозных авторитетов, новых способов влияния на определенную религиозную группу.

Исследование проводилось по разработанной авторами методике, сочетающий методы математического моделирования и качественной социологии.

Авторы приходят к выводу, что парадоксальным образом нетрадиционные для России буддийские организации приняли новаторскую стратегию, оказались весьма креативны в привлечении новых медиа и продвижении собственных презентаций в публичное пространство. А направления буддизма, институционализированные в истекшие 30 лет, наоборот – консервативны.

Ключевые слова

российский цифровой буддизм, буддийские цифровые новаторы, медиастратегии, российская Тхеравада, Хинаяна, Махаяна

Список литературы
  1. Актамов И. Г. Бадмацыренов Т. Б., Цыремпилов Н. В. Российский буддизм в интернет-измерении // Власть. 2015. № 7. С. 125–130. EDN: UDRSFV.
  2. Гришаева Е., Шумкова В. Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(2). С. 28–32. DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-7-40; EDN: KGECLH.
  3. Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Стратегии буддийских сообществ в новых медиа // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 109–119. DOI: 10.31857/S013216250019277-7; EDN: GPPGQB.
  4. Anderson J. The Internet and Islam’s new interpreters // Eickleman D. F. (ed.) New media in the Muslim world: The emerging public sphere. Bloomington: Indiana University Press, 1999. 213 p.
  5. Buddhism, the Internet, and Digital Media The Pixel in the Lotus / Ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. N. Y.: Routledge, 2014. 240 p.
  6. Campbell H. (ed.) Digital Judaism: Jewish Negotiations with Digital Media and Culture. N. Y.: Routledge, 2015. 222 p.
  7. Campbell H. Framing the Human-Technology Relationship: How Religious Digital Creatives Engage Posthuman Narratives // Social Compass. 2016. Vol. 63(3). P. 302–318. DOI: 10.1177/0037768616652328.
  8. Campbell H. Introduction: The rise of the study of digital religion // Digital Religion. Understanding Religious Practice in New Media Worlds / Ed. by H. A. Campbell. N. Y.: Routledge, 2012. 276 p.
  9. Campbell H. When Religion Meets Media. L.: Routledge, 2010. 232 p.
  10. Campbell H., Bellar W. Digital Religion: The Basics. N. Y.: Routledge, 2022. 178 p.
  11. Campbell H., Tsuria R. (eds) Digital Religion: Understanding Religious Practice in Digital Media. L.: Routledge, 2022. 308 p.
  12. Cheong P., Huang S., Poon J. Cultivating Online and Offline Pathways to Enlightenment. Religious authority and strategic arbitration in wired Buddhist organization // Information, Communication & Society. 2011. Vol. 14(8). P. 1160–1180. DOI: 10.1080/1369118X.2011.579139.
  13. Connely L. Virtual Buddhism: Online Communities, Sacred Place and Objects // The Changing World Religion Map: Sacred Places, Identities, Practices and Politics. N. Y.: Springer, 2015. 3926 p.
  14. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge, UK: Polity Press, 2017. 290 p.
  15. Grieve G. P. The Middle Way Method: A Buddhist-Informed Ethnography of the Virtual World of Second Life // Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus / Ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. N. Y.: Routledge, 2015. 232 p.
  16. Grieve G. P. Cyber Zen: Imagining Authentic Buddhist Identity, Community, and Practices in the Virtual World of Second Life. L.: Routledge, 2016. 278 p.
  17. Grieve G. P., Veidlinger D. Buddhist Media Technologies // The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism / Ed. by. M. Jerryson. N. Y.: Oxford University Press, 2016. 469 p.
  18. Kim M. C. Online Buddhist community: An alternative organization in the information age // Hojsgaard M., Warburg M. (eds) Religion and cyberspace. L.: Routledge, 2005. 224 p.
  19. Krotz F. Mediatization. A concept with which to grasp media and societal change // Lundby K. (ed.), Mediatization: Concept, changes, consequences. N. Y., NY: Peter Lang, 2009. 317 p.
  20. Lee J. Cultivating the Self in Cyberspace: The Use of Personal Blogs among Buddhist Priests // Journal of Media and Religion. 2009. Vol.  8(2). P. 97–114.
  21. Lövheim M., Axner M. Mediatized religion and public spheres: Current approaches and new questions // Granholm K., Moberg M., Sjö S. (eds) Religion, Media, and Social Change. L.: Routledge, 2015. 224 p.
  22. Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T. et al. Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha // Religions. 2021. Vol. 12(6). P. 449. DOI: 10.3390/rel12060449.
  23. Ostrowski A. American Cybersangha: Building a Community or Providing a Buddhist Bulletin Board? // Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus / Ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. N. Y.: Routledge, 2015. 232 p.
  24. Prebish Ch. S. The Cybersangha: Buddhism on the Internet // Religion online: Finding Faith on the Internet / Ed. by L. L. Dawson, D. E. Cowan. N. Y., L.: Routledge, 2004. 288 p.
  25. Radde-Antweiler K., Zeiler X. Mediatized Religion in Asia: Studies on Digital Media and Religion, L.: Routledge, 2019. 248 p.
  26. Schlutter M. Buddhism in the Digital World // The Wiley Blackwell Companion to East and Inner Asian Buddhism / Ed. by M. Poceski. Wiley Blackwell, 2014. 552 p.
  27. Veidlinger D. Introduction // Buddhism, the Internet, and Digital Media: the Pixel in the Lotus /Edited by Gregory P. Grieve, Daniel Veidlinger. New York: Routledge. 2015. 232 p.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3