Инновации в российской школе: категориальный анализ, социальные реалии и барьеры, перспективы Научная статьяМатвеева Н. А. д.соц.н., проф., Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия matveeva_n_a@mail.ruORCID ID=0000-0002-4545-1679Замятина О. Н. к.соц.н. Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия olga_zamjtina@mail.ruORCID ID=0000-0002-3240-0098Машкевич А. С. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия troninastya@gmail.comDOI: 10.19181/vis.2023.14.4.16EDN: SYECNKИнновации в российской школе: категориальный анализ, социальные реалии и барьеры, перспективы// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 4. С. 288-305Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда и Санкт-Петербургского научного фонда, грант №23-28-10010 на базе РГПУ им. А.И. Герцена.Дата поступления статьи: 18.05.2023Рубрика: Система образования: ресурсы и потенциал развитияСсылка для цитирования: Матвеева Н. А., Замятина О. Н., Машкевич А. С. Инновации в российской школе: категориальный анализ, социальные реалии и барьеры, перспективы // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 4. C. 288-305.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.4.16. EDN: SYECNKFor citation: Matveeva N. A., Zamyatina O. N., Mashkevich A. S. Innovations in the Russian School: Categorical Analysis, Social Realities and Barriers, Prospects. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 4. P. 288-305DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.4.16. EDN: SYECNKТекст статьиАннотацияЦель настоящей статьи – на основе анализа эмпирического социологического материала выявить социальные барьеры инновационной деятельности в современной российской школе, интерпретировать их в контексте рисков и последствий для инновационного развития системы общего образования. Предваряя анализ эмпирических данных, авторы проводят категориальный анализ образовательной инновации. Подчеркиваются необходимость существенного улучшения и целесообразность как ключевые характеристики инновации. Инновационность образования рассматривается в сопряжении с социальными функциями образования и профессиональной деятельностью учителя. Обоснованно указывается на фетишизацию инноваций и бюрократические практики управления ими как источник социальных барьеров развития инновационной деятельности в современной школе. Определяется относительно новое в социологии образования противоречие между необходимостью инновационного развития системы общего образования и наличием социальных барьеров инновационной деятельности всех участников образовательных отношений. На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного методом онлайн анкетирования, выявляются и называются следующие барьеры: понятийный, концептуальный, организационный, содержательно-управленческий, размытое восприятия препятствий, профессиональные перегрузки, компетентностный и информационный. Выявлено, что социальными источниками и носителями барьеров инновационной деятельности в школе являются все ее субъекты: учителя, администрация образовательной организации, специалисты органов управления образованием. Определено, что воздействие данных факторов на инновационное развитие системы общего образования носит комплексный и системный характер. С учетом высокой степени риска их негативного воздействия на инновационное развитие системы общего образования формулируются конкретные направления деятельности исследователей и менеджеров в локальном, региональном и федеральном масштабе. Они касаются проработки проблемы инноваций в междисциплинарном синтезе научных дисциплин, изучающих образование; разработки целевых ориентиров, технологии планирования, определения содержания и показателей результативности инновационного развития системы общего образования в России; повышения профессиональной готовности педагогов и менеджеров образования к инновационной деятельности; изменения принципов управления инновациями в сфере образования. Планомерные действия в этих направлениях могут минимизировать негативные проявления барьеров инновационной деятельности и обеспечить устойчивую перспективу инновационного развития системы образования.Ключевые словасоциальный институт образования, общеобразовательная школа, образовательная инновация, инновационная деятельность в образовании, социальные барьеры инновационной деятельности учителяСписок литературы Асмолов А. Г. О приоритетах государственной образовательной политики России // Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. № 2. С. 72–83. EDN: NXRTMZ. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦ РАО, 2000. 158 с. EDN: WZSQOJ. Курбатова М. В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 4. С. 59–86. EDN: WTIEXN. Лазаренко И. Р., Колесова С. В., Куликова Л. Г. Инновационные процессы в образовании: классификации, оценки и их критерии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73. Ч. 1. С. 184–188. EDN: fuofxq. Лазаренко И. Р., Колесова С. В., Куликова Л. Г., Логинов А. Н. Методологическое сопровождение инновационной деятельности в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 236–240. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-691-236-240; EDN: iquxny. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12. EDN: SKEDIV. Матвеева Н. А. Критерии безопасности инноваций в системе общего образования // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы (секъюритология) / Отв. ред. Э. И. Забнева. Кемерово: КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева, 2021. С. 270–273. EDN: wpjnoz. Матвеева Н. А. Направленность инновационной деятельности в системе общего образования (по результатам контент-анализа тематики федеральных инновационных площадок) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11(91). C. 27–35. DOI: 10.24158/spp.2021.11.3; EDN: ojrqyp. Осипов А. М. «Бумажная работа» и новые термины в исследованиях системы образования // Вестник АлГПУ. 2019. Вып. 1(38). С. 12–16. EDN: YZLYRF. Осипов А. М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 45–52. DOI: 10.7868/S0132162518030042; EDN: YVQXRM. Осипов А. М., Бояджиева П. А., Матвеева Н. А. Дефицит информации и «бумажный геноцид» // E & M Smart Education. 2018. № 3. С. 126–140. Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 118–125. EDN: VSLWYN. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. DOI: 10.31857/S013216250008798-0; EDN: PJKRKN. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998. 672 с. Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2–е изд., пер. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. РНФ; Великий Новгород: Виконт, 2020. 351 с. EDN: MSNLLC. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 4