Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий Научная статьяШуклина Е. А. д.соц.н. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия e.a.shuklina@urfu.ruORCID ID=0000-0001-6478-4332DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.739Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. С. 99-119Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07016Дата поступления статьи: 20.05.2021Скачиваний статьи: 98Рубрика: Социальная адаптация в экономике и образованиии: российская спецификаСсылка для цитирования: Шуклина Е. А. Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. C. 99-119.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.739For citation: Shuklina E. A. Self-evaluation of educational success as an institutional phenomenon: sociological analysis of efficiency and intrasystem contradictions. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 99-119DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.739Текст статьиАннотацияВ условиях институциональной трансформации образования, усложнения процессов его функционирования и развития в информационную эпоху актуальной является проблема анализа самооценки образовательной успешности как субъективного регулятора образовательной деятельности человека. В статье рассматривается субъективная оценка успешности в формальном образовании как отражение представлений обучающихся о степени соответствия системе институциональных требований через их приятие/отторжение. На материале масштабного социологического исследования школьников, студентов среднего профессионального образования (СПО) и вузов Свердловской области (N=2489 чел.) анализируются проблемы образовательной успешности. Осуществлены типологизация субъектов образовательной деятельности по уровню самооценки образовательной успешности; сравнение выявленных типов при переходе от одной подсистемы образования к другой (школа – СПО – вуз); определение противоречий и конфликтов индивидуально-личностного и институционального в оценке образовательной успешности в качестве точек роста, поиска согласования потребностей и интересов личности, с одной стороны, и образования как социального института, с другой. Сделаны выводы о том, что самооценка образовательной успешности – устойчивый институциональный конструкт, унифицированно регулирующий образовательную деятельность на всех этапах образования, осуществляя процесс дифференциации её субъектов. При этом она может быть дисфункциональной по отношению к институту образования, реализации им адаптивной, социокультурной функции, функции профессионального самоопределения. Результаты социологического исследования показали, что институционально сформированная модель самооценки успешности для образовательных общностей в настоящих условиях не является оптимальной. Постепенно трансформируясь в соответствии с потребностями обучающихся, возможностями института образования, вызовами времени, она вынуждена будет видоизменяться, создавая условия для более широких перспектив и разнообразия образовательного и профессионального будущего учащейся молодёжи.Ключевые словаинститут образования, образовательная успешность/неуспешность, образовательные общности, образовательная мотивация, профессиональное самоопределениеСписок литературы Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию/ Пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина, В. В. Козловского. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ Пер. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (часть 2). С. 438–443. Бурдье П. Воспроизводство: элементы теории системы образования/ Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–65. Горбунова Е. В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-110-131 Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2017. 224 с. Завадская М. А. Академическая неуспеваемость как социологический феномен: перспективы микросоциологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 2. С. 102–118. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. 2021. Т. 30. № 1. С. 88–110. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110 Константиновский Д. Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник. М.: Новый хронограф, 2018. Вып. 16. С. 171–191. DOI 10.19181/ezheg.2018.8 Хекман Д. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. Мюнхен: Phren, 2000. 333 с. Шмелева Е. Д., Фрумин И. Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2000. № 3. С. 110–136. Шуклина Е. А. Образовательная успешность в контексте феноменологической социологии знания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 62–75. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.3.4 Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом/ Пер. с нем. и англ. В. Г. Николаев и др. М: РОССПЭН, 2004. 1056 с. Berger J. B. Optimizing Capital, Social Reproduction, and Undergraduate Persistence: A Sociological Perspective // J. M. Braxton (ed.). Reworking the Student Departure Puzzle. Nashville, TN: Vanderbilt University, 2000. P. 95–124. Casarico A., Micheletto L., Sommacal A. Intergenerational transmission of skills during childhood and optimal public policy // Journal of Population Economics. 2015. Vol. 28. №. 2. P. 353–372. Cremer H., Pestieau P. Intergenerational Transfer of Human Capital and Optimal Education Policy // Journal of Public Economic Theory. 2006. Vol. 8. №. 4. P. 529–545. Glasersfeld Е. von. Radical Constructivism. London: Falmer Press, 1996. 323 p. Kuh G. D., Love P. G. Cultural Perspective on Student Departure // Reworking the Student Departure Puzzle. Nashville, TN: Vanderbilt University. 2000. P. 196–212. Parsons T. School Class as a Social System // Parsons T. Social Structure and Personality. London. 1964. P. 130–154. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3