К вопросу о готовности будущих специалистов жить и работать в условиях мультикультурализма

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

К вопросу о готовности будущих специалистов жить и работать в условиях мультикультурализма

Научная статья

Емельянова Н. А. к.псх.н., доц.,
НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, Россия
nemelyanova@hse.ru
ORCID ID=0000-0002-8036-0721
Воронина Е. А. к.фил.н.
НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, Россия
evoronina@hse.ru
ORCID ID=0000-0002-4323-7409
DOI: 10.19181/vis.2020.11.4.682
К вопросу о готовности будущих специалистов жить и работать в условиях мультикультурализма
// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 4. С. 126-142

Дата поступления статьи: 16.03.2020
Скачиваний статьи: 220
Рубрика: Межнациональные отношения в современной России

Ссылка для цитирования:
Емельянова Н. А., Воронина Е. А. К вопросу о готовности будущих специалистов жить и работать в условиях мультикультурализма // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 4. C. 126-142.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.4.682

For citation:
Emelyanova N. A., Voronina E. A. In regards to how well-prepared future professionals are to live and work in conditions of multiculturalism. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 4. P. 126-142
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.4.682

Аннотация

Актуальность данной статьи состоит в том, что в условиях современного мультикультурализма процесс коммуникации является основополагающим для многих аспектов и функций деловой среды. Постоянно растущие интеграционные процессы в сфере экономики и бизнеса, активизация миграционной активности населения, академическая мобильность вызывают необходимость овладения навыками межкультурной коммуникации (МКК), которые постепенно приобретают всё большую актуальность и значимость. Появляется осознание, что владение определённым уровнем знаний и навыков в сфере МКК становится необходимым слагаемым профессионального успеха в любой области. Основной целью предлагаемого исследования стало выявление того, насколько современные студенты как будущие специалисты готовы к жизни и деятельности в условиях мультикультурализма. Предпосылкой развития межкультурной компетенции является осознание культурных и национальных различий, основой которого должна быть межкультурная сенситивность. Этот аспект был проанализирован с помощью опросника «Шкала межкультурной сенситивности», разработанного Г. М. Ченом и Дж. Старостой. Опросник состоит из 24 утверждений и охватывает 5 факторов, которые его авторы включают в концепцию межкультурной сенситивности: включённость во взаимодействие, уважение культурных различий, степень уверенности в себе при коммуникации, удовольствие от взаимодействия, аналитический подход к общению. Исследование проведено среди студентов бакалавриата и магистратуры Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ в 2017–19 гг. В ходе исследования были подвергнуты анализу следующие аспекты: отношение к культурным особенностям и представителям других народов, самооценка восприятия ценностей своей и иной культуры, прогнозирование поведенческих реакций в условиях нахождения в интернациональной среде. В процессе анализа рассматривалась зависимость уровня межкультурной сенситивности от пола респондентов, успеваемости, наличия у них опыта взаимодействия с представителями других культур. Среди участников выборки выявлены как открытость и готовность к общению, уважение к партнёру по коммуникации, так и настороженность и даже предубеждение к носителям иных культур. Результаты данного исследования позволят найти более эффективный подход к решению проблемы повышения межкультурной компетенции в рамках образовательного процесса. 

Ключевые слова

 шкала межкультурной сенситивности, межкультурная компетенция, межкультурная коммуникация, мультикультурализм, культурные ценности, межкультурная сенситивность

Список литературы

Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Кавеева А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. 2017. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. № 20. C. 35–54. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.444

Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. 2003. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М.: РУДН. 266 с.

Логашенко Ю. А. 2015. Межкультурная сенситивность студентов в полиэтничной среде: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. СПб.: СПбГУ. 240 с.

Международное сотрудничество НИУ ВШЭ // URL: https://www.hse.ru/figures/#international [Дата посещения: 25.11.2019].

Наролина В. И. 2009. Культурологический компонент иноязычного образования специалиста медико-социального профиля // Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики. Ч. 1. Курск, М. С. 67–70.

Плужник И. Л. 2003. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … докт.пед. наук. Тюмень // URL: http://www.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/13.00.01/1605.pdf [Дата посещения: 16.09.2019].

Помуран Н. Н., Кириченко Е. Н. 2019. Специфика формирования межкультурной сенситивности у студентов-лингвистов // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 21. № 2. С. 414–420. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-414-420

Почебут Л. Г. 2013. Межкультурная коммуникативная компетентность как выражение человеческих отношений // Психологический журнал. Т. 34. № 4. С. 5–15.

Тучина О. Р. 2018. Исследования толерантности и межкультурной компетенции современных студентов// Научные труды КубГТУ. № 5. С. 182–189. 

AdlerN. J., Bartholomew S. 1992. Academic and professional communities of discourse: generating knowledge on transnational human resource management // Journal of International Business Studies. Vol. 23. № 3. P. 551–569.

Altan M. 2018. Intercultural Sensitivity. A study of Pre-service English Language Teachers// Journal of Intercultural Communication. № 46. URL:  http://immi.se/intercultural/nr46/altan.html [Дата посещения: 25.07.2020].

Bae S. Y., Song H. 2017. Intercultural sensitivity and tourism patterns among international students in Korea: using a latent profile analysis // Asia Pacific Journal of Tourism Research. Vol. 22. № 4. P. 436–448. DOI: 10.1080/10941665.2016.1276087

Bennett M. J. 1984. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity. Paper presented at the Annual Conference of the Council on International Exchange, Minneapolis, Minnesota.

Bosuwon T. 2017. Social Intelligence and Communication Competence: Predictors of Students’ Intercultural Sensitivity. English Language Teaching: 10: 2. DOI: 10.5539/elt.v10n2p136

Byram M. 2000. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching. Sprogforum. Vol. 18. № 6. P. 8–13.

Сhen G. M., Starosta W. J. 1996. Intercultural communication competence: A synthesis // Communication Yearbook. Vol. 19. P. 353–384.

Chen G. M., Starosta W. J. 2000. The development and validation of the intercultural sensitivity scale //Human Communication. T. 3. P. 1–15.

Chen G. M., Starosta W. J. 2005. Foundations of intercultural communication // Intercultural communication. Landnham, Md. University Press of America. № 12. 340 p.

Drandić D. 2016. Intercultural Sensitivity of Teachers // Croatian Journal Educational –Hrvatski Casopis za Odgoj I Obrazovanje. Vol. 18. № 3. P. 837–857. doi:10.15516/cje.v18i3.1751

Fantini A., Tirmizi A. 2006. Exploring and Assessing Intercultural Competence// World Learning Publications. URL: http://digitalcollections.sit.edu/worldlearning_publications/1 [Дата посещения: 12.04.2019].

Fritz W., Mollenberg A., Chen G. M. 2002. Measuring Intercultural Sensitivity in Different Cultural Contexts // Intercultural Communication Studies. Vol. 11. № 2. P. 165–176.

GertsenM. C. 1990. Intercultural competence and expatriates // International Journal of Human Resources Management. Vol. 11. № 3. P. 341–362.

Goby P. V. 2007. Business communication needs a multicultural perspective // Journal of Business and Technical Communication. Vol. 21. № 4. P. 425–437. https://doi.org/10.1177/1050651907304029

Huang M. L. 2013. Research into Assessment of the Intercultural Sensitivity Among University Students of Science and Technology // Sino-US English Teaching. Vol. 10. № 2. P. 110–116.

Klak T., Martin P. 2003. Do university-sponsored international cultural events help students to appreciate differences? // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 27. P. 445–465. http://dx.doi.org/10.1016/S0147-1767(03)00033-6

Leiba-O’Sullivan S. 1999. The distinction between stable and dynamic cross-cultural competencies: implications for expatriate training // Journal of International Business Studies. Vol. 30. № 4. P. 709–725.

Lenartowicz T., Johnson J. P., Apud S. 2006. Cross-Cultural Competence in International Business: Toward a Definition and a Model // Journal of International Business Studies. Vol. 37. № 4. P. 525–543.

Matsumoto D., Hwang H. C. 2013. Assessing Cross-Cultural Competence: A Review of Available Tests // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 44. № 6. P. 849–873. DOI: 10.1177/0022022113492891

Merkin R., Taras V., Steel P. 2013. State of the art themes in cross-cultural communication research: a systematic and meta-analytic review // International Journal of Intercultural Relations. № 38. P. 1–23.

Neuliep J. W. 2011. Intercultural communication: A contextual approach 5thed. Sage Publications. 488 p.

Olson C. L., Kroeger K. R. 2001. Global competency and intercultural sensitivity // Journal of Studies in International Education. Vol. 5. № 2. P. 116–137. https://doi.org/10.1177/102831530152003

Ruiz-Bernardo P., Ferrández-Berrueco R., Sales-Ciges M-A. 2012. Application of the CIPP model in the study of factors that promote intercultural sensitivity // RELIEVE. Vol. 18. № 2. DOI: 10.7203/relieve.18.2.1987

Ruiz-Bernardoa P., Sanchiz-Ruiza M. L., Gil-Gómeza J. 2014. Study of intercultural sensitivity among young people in the province of Castellón, Spain // Procedia – Social and Behavioral Sciences. № 132. P. 318–323.

Ruokonena I., Kairavuoria S. 2012. Intercultural Sensitivity of the Finnish Ninth Graders // Procedia – Social and Behavioral Sciences. № 45. P. 32–40.

Sercu L., Bandura E. 2005. Foreign Language Teachers and Intercultural Competence: An International Investigation. Clevedon: Multilingual Matters. 232 p.

Straffon D. A. 2003. Assessing the intercultural sensitivity of high school students attending an international school // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 27. № 4. P. 487–501. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(03)00035-X

Zhang R., McCornac D. 2013. Intercultural Awareness via Improvements in Intercultural Communication. The Need for Change in Japan // Journal of Intercultural Communication. № 32. URL: http://immi.se/intercultural/nr32/zhang.html (Дата посещения 17.10.2019).

Zhang Y., Han E-J. 2019.Comparative Study of Intercultural Sensitivity of College Students in Two Distinctive Institutions in the U.S.//Journal of Intercultural Communication Research. Vol. 48. № 5. P. 477–493. DOI: 10.1080/17475759.2019.1662825

Zhou C., Griffiths C. 2011. Intercultural Communicative Competence // English Language and Literature Studies. Vol. 1. № 2. DOI:10.5539/ells.v1n2p113


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 4