Непрерывное профессиональное образование и вопросы адаптации педагогов Якутии в современных условиях Научная статьяЧоросова О. М. д.пед.н. Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, chorosovaom@mail.ruНепрерывное профессиональное образование и вопросы адаптации педагогов Якутии в современных условиях// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 2. С. 113-128Скачиваний статьи: 202Рубрика: Социальные слои и группы: потенциал инновационной активностиСсылка для цитирования: Чоросова О. М. Непрерывное профессиональное образование и вопросы адаптации педагогов Якутии в современных условиях // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 2. C. 113-128.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.17.2.400For citation: Yakutian teachers’ continuous professional education and adaptation issues in current conditions. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 2. P. 113-128DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.17.2.400 Текст статьиАннотацияВ статье освещаются вопросы непрерывного профессионального образования педагогов, связанные с его адаптивными свойствами в условиях современных трансформаций, его значением в межкультурном взаимодействии и ролью в профессиональном и личностном развитии учителей Республики Саха (Якутия), а также данные социологического опроса педагогов Якутии – участников проекта по дистанционному интерактивному обучению. В статье рассматривается профессиональное самочувствие педагогов в контексте современных трансформационных процессов в непрерывном педагогическом образовании в Республике Саха (Якутия). В данном аспекте интерес представляет сравнительный подход в исследовании современного состояния системы непрерывного профессионального образования взрослых Северо-Востока РФ, РС(Я) и стран циркумполярного Севера (США – штат Аляска, Канада): образовательных организаций-членов Университета Арктики. Сравнительное исследование профессионального и личностного самочувствия педагогов общеобразовательных школ в Якутии (начального, основного, старшего уровней) и странах циркумполярного Севера для последующей разработки стратегии развития региональной интегративной системы непрерывного педагогического образования как одного из механизмов эффективной организации приспособительного процесса в современных условиях представляются как нельзя более актуальными. Для сравнения результатов использовался и инструментарий социологических опросов 2000-х гг., использовавшийся в исследованиях: «Изучение профессионального и социального самочувствия учителей РС(Я)» (2000 г., О. М. Чоросова, А. С. Постников); «Учитель в изменяющемся обществе» (2005 г., О. М. Чоросова, У. А. Винокурова, Р. Е. Герасимова). Мы можем видеть достаточно большой разброс мнений в ответах на вопросы – от очень высокой оценки до крайне отрицательной. Анонимность ответов не позволяет установить возможные причины этого явления: нам неизвестны возраст, стаж и должность отвечавшего, что позволило бы говорить, например, с точки зрения возраста и стажа, о недостаточной адаптации молодого специалиста в профессии или, напротив, о симптомах эмоционального «выгорания» для педагогов старшей возрастной группы с большим педагогическим стажем. Но, несмотря на это, определённую картину полученные ответы дают, и это объективная картина, так как показывает всю гамму отношений и оценок педагогов, включая и абсолютную индифферентность, эмоциональное равнодушие по отношению к своей профессии.Ключевые словаобразование взрослых, адаптация, непрерывное профессиональное образование, культура, ценность, развитие, сравнительное исследование, образование как ценностьСписок литературыАгапова Н. Г. 2008. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры): монография. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина. 364 с. Бестужев-Лада И. В. 2002. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 392 с. Данилов Д. А. 2003. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. Новосибирск. 160 с. Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения / Авт.-сост. О. В. Дехтяренко и др.; под ред. Э. М. Калицкого; пер. с англ. Минск: РИПО, 2011. 140 с. Жилбаев Ж. О. 2015. Субъект межкультурного взаимодействия: возможные модели формирования // Вестник Карагандинского государственного университета. Серия Педагогика 2015 №01 (77). Караганда: Издательство КарГУ. С. 31–33. Жирков Е. П. 1992. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): статьи и материалы. М.: Просвещение. 239 с. Каган М. С. 1996. Философия культуры: учеб. пос. СПб. 416 с. Качественное дополнительное профессиональное образование взрослых как социальная ответственность федерального университета: монография / Под. ред. Е. И. Михайловой, О. М. Чоросовой и др. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. 388 с. Кучерук И. В. 2011. Трансформация отечественного образования в контексте диалога культур России и США: автореф. дис. … д-ра культурологии. Саратов. 44 с. Лотман Ю. М. 1994. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство. 414 с. Лотман Ю. М. 1992. Культура и взрыв. М.: Прогресс, Гнозис. 272 с. Михайлов В. Д. 1996. Социально-философские основания гражданского согласия (общетеоретические подходы и региональная практика): автореф. дис. … д-ра филос. наук: специальность 09.00.11 – Социальная философия. Якутск. 44 с. Михайлова Е. И. 1999. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я). 150 с. Оконешникова А. П. 1990. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: ИПК «Звезда». 406 с. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Докл. DECS / SC / Sec (96) 43. Берн, 1996. Современные системы образования: осмысление опыта управления в условиях реформирования / Под. ред. Е. И. Михайловой, С. Мамчак, Ст. Мамчак, О. М. Чоросовой. Якутск, 2013. 656 с. Субетто А. И., Иманов Г. М. 2007. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке: научная монография. СПб.: Смольный университет РАО, Изд-во «Астерион». 302 с. Учитель в изменяющемся обществе / Под ред. О. М. Чоросовой, Р. Е. Герасимовой, Е. С. Никифоровой, Ф. И. Алексеевой; ГОУ ИПКРО им. С. Н. Донского-II. Якутск, 2006. 104 с. Чоросова О. М., Соломонова Г. С. Социологическое исследование «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан)»: анкеты и тесты. 2-е изд., испр. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. 24 с. Bradley S., Drapeau M. 2013. Quebec Psychologists and Continuing Education // Canadian Psychology. Psychologie canadienne. Vol. 54. № 3. P. 153–59. Freire P. 1973. Education for Critical Consciousness. London: Writers and Readers Publishing Cooperative. 164 p. Hirshberg D., Worl R. 2010. Social Constructions and Education Policy: A Look at the Early Days of Formal Schooling for Indigenous Peoples in Alaska. Paper presented at the Pacific Sociological Association annual meeting, Oakland, CA. Hirshberg D., Hill L., Kasemodel C. 2014. Will They Stay or Will They Go? Teacher Perceptions of Working Conditions in Rural Alaska. Paper presented at American Educational Research Association annual meeting, Philadelphia, PA. Illeris K. 2007. How We Learn: Learning and Non-learning in School and Beyond. London: Routledge. 289 p. Jarvis P. 2010. Adult Education and LifeLong Learning: theory and practice. 4th ed. London: Taylor & Francis Ltd. 352 p. Kazepides A. C. 2010. Education as Dialogue: it's prerequisites and it's enemies. Canada: McGill-Queen's University Press. 214 p. Psycho-pedagogical foundations of individual spiritual and moral development in the ethnocultural space / Ed. Zh. O. Zhilbaeva. Astana, 2014. 168 p.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 2