Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям Научная статьяГурко Т. А., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, tgurko@yandex.ruORCID ID=0000-0003-3804-0924Elibrary SPIN=1986-5400Хромачева А. Ю. Институт социологии ФНИСЦ РАН, khromacheva@mail.ruСтуденты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям// Вестник Института социологии. 2015. Том 6. № 4. С. 57-71Скачиваний статьи: 1292Рубрика: Социология семьиСсылка для цитирования: Гурко Т. А., Хромачева А. Ю. Студенты-социологи о семье, гендере и отношении к родителям // Вестник Института социологии. 2015. Том 6 № 4. C. 57-71.For citation: Gurko T. A., Sociology Students about Family, Gender, and Their Attitude to Parents. Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 4. P. 57-71Текст статьиАннотацияВ статье описаны некоторые тенденции развития брачно-семейных отношений в России на мировом фоне, специфика формирования семьи в современный период. На основе анализа данных региональных исследований студентов делается вывод, что, в отличие от советского периода, заключение брака становится рациональным и планируемым решением для нового поколения россиян, в частности для молодёжи с высшим образованием, ежегодно растёт возраст вступления в брак как мужчин, так и женщин. Представлены результаты исследования студентов-социологов, обучающихся в Москве и двух региональных университетах, проведённого сектором социологии семьи Института социологии РАН в 2015 г. Основная цель исследования состояла в изучении и сравнении представлений студентов из Москвы и Приволжского Федерального округа РФ о понятиях «семья», «гендер», в том числе и в целях преподавания. Основным методом сбора информации явилась самозаполняемая анонимная анкета, включающая незаконченные предложения, а также личные беседы со столичными студентами. Анализ определений студентамисоциологами понятия «семья» свидетельствует, что для большинства «семья» в первую очередь представляет психологическую ценность, т. е. близкие, не обязательно родственные отношения. Важна взаимоподдержка, прежде всего психологическая и экономическая, людей проживающих как вместе, так и раздельно. В сознании студентов семья не обязательно предполагает наличие как детей, так и определённой структуры. Понятие «гендер» не находит понимания, за редким исключением, даже в студенческой среде социологов. Разногласия между студентами и их родителями часто основаны на различии ценностей советского поколения родителей и постсоветского поколения опрошенных студентов, чаще между матерями и дочерьми, отцами и сыновьями.Ключевые словаформирование семьи, студенты-социологи, семья, гендер, родители, представления.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 4