Культурная среда приграничья: структуры и акторы Научная статьяАксёнова О. В., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, illaio@yandex.ruORCID ID=0000-0003-1634-7597Elibrary SPIN=7858-9661Культурная среда приграничья: структуры и акторы// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 4. С. 47-58Скачиваний статьи: 380Рубрика: Современное российское приграничьеСсылка для цитирования: Аксёнова О. В. Культурная среда приграничья: структуры и акторы // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 4. C. 47-58.For citation: Aksenova O. V. Cultural milieu of the border lands: structure and actors. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 4. P. 47-58Текст статьиАннотацияВ статье[1] представлен анализ деятельности государственных организаций культуры в трёх приграничных регионах (Смоленской, Псковской и Курской областей). Основу культурной инфраструктуры составляют дома культуры, краеведческие музеи и библиотеки. Показано, что в ходе их функционирования трансформируется их структура, включая в себя новые подразделения. Кроме того, к ним присоединяются негосударственные, неформальные объединения, творческие группы и клубы. В некоторых случаях государственные структуры инициируют их создание. Формируются сложные и уникальные для каждого района сети связей, включающие в себя разнообразных местных субъектов, в числе которых могут быть религиозные и политические структуры, бизнес, общественные организации и т. п. Все организации создают условия для потребления культуры и для активного в ней участия, что становится важным свойством местной культурной среды. Выявлена роль действующего субъекта в деятельности этих организаций. Показано, что её результативность зависит от социального активизма сотрудников, конфигураций создаваемых ими сетей, а направления и формы деятельности определяются личностью управленца или профессионала. Обнаружен феномен соединения государственного управления и самоорганизации в функционировании всех трёх типов организаций. Деятельность всех структур в значительной степени сфокусирована на изучении местной культуры, истории и природы, что способствует воспитанию патриотизма у жителей во всех исследуемых регионах. Местные культурные организации осуществляют взаимодействие с соседними государствами на уровне районов, участвуя, таким образом, в создании положительных представлений о стране. Показано, что существенное ухудшение межгосударственных отношений эти связи нарушает. Вместе с тем культурная среда приграничья не отличается от культурной среды других регионов России. Причины этого заключаются, с одной стороны, в традиционно добрососедских отношениях с Украиной, Беларусью и Эстонией, с другой – в отсутствии государственной стратегии культурного развития приграничья, которая в современных условиях необходима. [1] Статья подготовлена при подножке РФФИ (грант № 13-06-00314А «Государственное и муниципальное управление: обратная связь власти и общества». Ключевые словакультура, культурная среда, культурная инфраструктура, местная культура, структура, актор, устойчивые практикиСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 4