Профилактика экстремизма и терроризма в школах: опыт Республики Дагестан Научная статьяАдиев А. З. к.пол.н. РЦЭИ ДФИЦ РАН, Махачкала, Россия Khalid_84@mail.ruORCID ID=0000-0003-4459-7462Elibrary SPIN=7617-2483DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.10EDN: LXXZBOПрофилактика экстремизма и терроризма в школах: опыт Республики Дагестан// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. С. 172-188Статья подготовлена в рамках реализации гранта Главы Республики Дагестан на выполнение инициативных исследований в области гуманитарных наук. Проект «Профилактика экстремизма и терроризма в общеобразовательных школах: опыт Республики Дагестана».Дата поступления статьи: 02.07.2024Рубрика: Проблемы образования в РоссииСсылка для цитирования: Адиев А. З. Профилактика экстремизма и терроризма в школах: опыт Республики Дагестан // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. C. 172-188.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.10. EDN: LXXZBOFor citation: Adiev A. Z. Prevention of extremism and terrorism in schools: experience of the republic of Dagestan. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3. P. 172-188DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.10. EDN: LXXZBOТекст статьиАннотацияВ статье представлены результаты исследования профилактической антитеррористической воспитательной работы среди учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан. Отмечается, что данная работа со школьной молодежью проводится системно и комплексно с участием не только педагогов, но и внешних субъектов профилактического воздействия на подростков из числа представителей правоохранительных органов, различных министерств и ведомств, уполномоченных в сфере молодежной, информационной и государственной национальной политики, деятелей культуры и искусства, представителей официального мусульманского духовенства, спортсменов, депутатов, ветеранов СВО и других лидеров общественного мнения. Выявлено, что основным форматом данной работы является тематическая профилактическая беседа со школьниками, проведение которой требует определенных педагогических навыков и компетенций. С помощью формализованного экспертного опроса школьных учителей и серии исследовательских интервью выявлена оценка эффективности данной деятельности, а также проблемы, препятствующие повышению качества антиэкстремистской просветительской работы с дагестанской молодежью. Отмечая важность и полезность этой работы, опрошенные учителя указывают на ряд проблем и факторов, снижающих ее эффективность. Загруженность учителей «бумажной» работой, частые требования разного рода отчетов о проделанной работе, формализм, проведение мероприятий без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, некомпетентность, отсутствие понимания и поддержки со стороны родительского сообщества, слабый интерес к такого рода мероприятиям как со стороны педагогов, так и со стороны школьников и ряд других факторов мешают повышению качества антитеррористической просветительской работы с дагестанской молодежью. Представляется, что профилактика экстремизма и терроризма является частью общего просветительского воздействия института общеобразовательной школы на ребенка, воспитывающего в нем нравственного, законопослушного и патриотичного гражданина. Для повышения качества этой работы важно на государственном уровне поднять авторитет школьных учителей, поскольку учитель без авторитета – плохой воспитатель для подростков не только в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма, но и в целом в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания.Ключевые словаработа с молодежью, Республика Дагестан, профилактика экстремизма и терроризма, школа, мероприятие, учитель, родители, воспитаниеСписок литературы Абдулагатов З. М. Семья и школа в решении проблем профилактики религиозного экстремизма и терроризма (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН, 2021. 288 с. Адиев А. З., Мусаева А. М. Профилактика терроризма на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2022. № 1(323). С. 33–52. DOI: 10.31249/rimm/2022.01.004; EDN: GALGAB. Алиева Г. К. Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма среди учащейся молодежи (на опыте работы МКОУ «Костекская СОШ им. Б. Ш. Бакиева») // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 5–7. Алханова А. Ш. Воспитательный потенциал школы как часть системы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 14–18. Махмутова Р. Г., Шибанова Н. А. Мониторинг радикализации молодежи в учебных заведениях // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1(28). С. 12–15. Методические материалы для совершенствования работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций по противодействию идеологии терроризма. Махачкала: ДИРО, 2023. 72 с. Мирзоева В. Н. Антитеррористическая безопасность в школе // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 91–93. Пхешхова И. М. Причины и условия, способствующие вовлечению молодежи в террористическую среду // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1(28). С. 20–23. Шамсуев О. З. Актуальные вопросы организации профилактической работы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в образовательном учреждении // Актуальные проблемы организации противодействия распространению идеологии терроризма в образовательных организациях Республики Дагестан. Махачкала: АЛЕФ, 2023. С. 110–113. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3