К научной трактовке общественной эффективности образования Научная статьяОсипов А. М. д.соц.н., проф., РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия osipov.al58@gmail.comORCID ID=0000-0002-9314-389XElibrary SPIN=3590-8187DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.9EDN: LVSYFJК научной трактовке общественной эффективности образования// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. С. 156-171Дата поступления статьи: 14.12.2023Рубрика: Проблемы образования в РоссииСсылка для цитирования: Осипов А. М. К научной трактовке общественной эффективности образования // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. C. 156-171.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.9. EDN: LVSYFJFor citation: Osipov A. M. Towards a scientific interpretation of the social effectiveness of education. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3. P. 156-171DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.9. EDN: LVSYFJТекст статьиАннотацияВ статье обоснована проблема общественной эффективности образования как главного научно-практического продукта и, одновременно, области теоретической интеграции социологии образования. Ее решение – предпосылка преодоления бюропатологий и перехода от универсального и бюрократического менеджмента к научному управлению образованием. Подход к общественной эффективности образования раскрыт на основе концепции его институциональных функций, как отношение общественно значимых результатов к совокупным затратам (включая нематериальные) на образование. Трактовка этой проблемы предполагает: определение методологической роли социологии в решении данной теоретико-прикладной проблемы; учет всего спектра институциональных функций (воздействие на все сферы жизни общества, отложенность результатов во времени; несводимость к рыночной услуге или педоцентристским и «компетентностным» схемам); междисциплинарное взаимодействие для концептуализации общественных затрат и результатов. Отсутствие в действующем законодательстве РФ понятия «общественная эффективность образования» создает в образовательной политике нормативное пространство для бюропатологий. Бюрократы подменяют общественную эффективность образования – многокомпонентный критерий качества управления – выгодным для них проектным менеджментом. Они игнорируют обширную ответственность образования в обществе, дробя управление им на короткие проекты, и в этом действия бюрократов сливаются с неолиберальными «модернизациями» и педоцентристскими «реформами», приводят образование к кризису, растрате государственных ресурсов, отставанию в глобальном соперничестве. Автор приходит к выводу, что для решения проблемы эффективности необходима методология анализа общественных затрат и результатов образования в рамках его институциональных функций. Успешная разработка концепции общественной эффективности обеспечит опережающее развитие социологии образования в России на фоне мировых трендов мелкотемья и теоретической дезинтеграции этой отрасли науки. Последнее, по мнению автора, всецело отвечает приоритетам российского общества, образования и науки.Ключевые словасоциология образования, институциональные функции образования, общественные затраты, общественные результаты, общественная эффективность образованияСписок литературы Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-37-68; EDN: PHQPVC. Линьков А. Я., Василенко Н. В. Экономика образования. М.: ИНФРА-М, 2017. 411 с. EDN: ZFZLUN. Матвеева Н. А. О соотношении инерционности и субъектности в системе образования // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 83–87. EDN: WZPXYP. Матвеева Н. А. Социальная инерция: к определению понятия // Социологически исследования. 2004. № 4. С. 15–23. EDN: OWVWWD. Осипов А. М. Глобальные противоречия и цивилизационные приоритеты России // Вестник госун-та Дубна. Сер.: Науки о человеке и обществе. 2022. № 1. С. 20–25. EDN: KZHPHS. Осипов А. М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 2. С. 15–33. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.2; EDN: UOVTMS. Осипов А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148. DOI: 10.7868/S0132162517080153; EDN: ZGOXVZ. Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124. EDN: VSLWYN. Осипов А. М., Наран Б. Какова общественная эффективность образования в России? // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2023. № 4. С. 888–900. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-4-888-900; EDN: CFHNRS. Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. 224 с. Смолин О. Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 29–39. EDN: YYIULB. Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2023. 365 с. EDN: QKKMDH. Чекмарев В. В. Флим-флам (пинг-понг) для системы образования // Экономика образования. 2014. № 1. С. 7–10. EDN: SCDHZJ. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. В. Новгород: Виконт, 2020. 351 с. EDN: MSNLLC. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 3