Опыт музейной социологии: музеи и общество Обзорная статьяАндреев А. Ю. д.и.н., проф., МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия andrv@hist.msu.ruORCID ID=0000-0001-7075-6637Elibrary SPIN=3603-9636Григорьева Е. А. МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия yreewda@gmail.comORCID ID=0000-0002-0313-3437Elibrary SPIN=8692-0489DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.12EDN: JVEQFUОпыт музейной социологии: музеи и общество// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 190-201Работа выполнена при поддержке Программы развития МГУ, проект № 23-Ш02-17 «Разработка основ создания, функционирования и развития комплексного научно-просветительского университетского молодежного музея на примере МГУ имени М. В. Ломоносова». Проект реализуется в рамках НОШ МГУ (Ш02): Междисциплинарная научно-образовательная школа «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».Дата поступления статьи: 22.01.2024Рубрика: Размышляя над прочитаннымСсылка для цитирования: Андреев А. Ю., Григорьева Е. А. Опыт музейной социологии: музеи и общество // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. C. 190-201.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.12. EDN: JVEQFUFor citation: Andreev A. Y., Grigoreva E. A. Experience of museum sociology: museums and society. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2. P. 190-201DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.12. EDN: JVEQFUТекст статьиАннотацияДанный текст содержит краткое изложение содержания монографии и основанные на ее тексте размышления авторов о музее в социологической и исторической перспективе. В рассматриваемой в данной рецензии работе представлены результаты комплексного анализа деятельности Русского музея (г. Санкт-Петербург) за 25 лет в ее соотнесении с широким социальным и историческим контекстом. В монографии также предпринята попытка выхода за рамки классических исследований музейной аудитории, сводящихся в первую очередь к построению социально-демографического портрета посетителя и зачастую ограничивающихся им. Рецензируемая монография содержит глубокий анализ взаимоотношений музея и общества не только с позиции самого музея, что характерно для большинства музейных исследований, но и с точки зрения зрительской аудитории, и, что наиболее ценно, с позиций государства. На примере исследования посетителей Русского музея В. Н. Козиев и Е. В. Потюкова стремятся выявить влияние меняющихся политических и социальных ландшафтов на эволюционную траекторию и механизмы функционирования музейных институтов в разные исторические периоды. Авторы рецензии же критически рассматривают методологию, лежащую в основе исследования, но подчеркивают ряд ценных для социальных наук положений монографии, требующих дальнейшего изучения и разработки. Примечательна выдвинутая в монографии гипотеза, что конфигурация и распределение художественного капитала в обществе в некоторой степени совпадают с демографической структурой музейных посетителей, которая хоть и имеет ряд ограничений, очерчивает линию представленного исследования. При заметном отставании отечественной практики социологического изучения музейной аудитории и самого музея как социального института от западного корпуса исследовательских практик в области музейного дела рецензируемая монография заслуживает пристального внимания со стороны исследователей, поскольку не только отвечает, но и ставит новые исследовательские вопросы. Дальнейшее изучение музейных практик и музейной аудитории позволило бы выявить особенности и тенденции развития музейного дела в современной России в эпоху широкого распространения цифровых технологий и поиска музеями своего предназначения в современных условиях.Ключевые словамузей, социология музеев, музеология, музееведение, посетители музеев, музейные исследованияСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2