Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми

Научная статья

Дорофеева З. Е. к.соц.н.
НИУ ВШЭ, Москва, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
zdorofeeva@isras.ru
ORCID ID=0000-0003-2099-624X
Elibrary SPIN=3984-7680
Козырева П. М. д.соц.н.
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; НИУ ВШЭ, Москва, Россия
pkozyreva@isras.ru
ORCID ID=0000-0002-3034-8521
Elibrary SPIN=7548-7264


DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.8
EDN: PRHJIV

Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми
// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 115-131

В статье использованы результаты проектов, выполненных в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Дата поступления статьи: 09.02.2024
Рубрика: Проблемы образования и воспитания в современной России

Ссылка для цитирования:
Дорофеева З. Е., Козырева П. М. Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. C. 115-131.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.8. EDN: PRHJIV

For citation:
Dorofeeva Z. Y., Kozyreva P. M. Involvement of modern parents in practices related to children. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2. P. 115-131
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.8. EDN: PRHJIV


Аннотация

На данных 30-й волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется вовлеченность современных родителей в воспитание детей. Практики вовлеченности представлены в виде конструкта, включающего: подготовку уроков, посещение родительских собраний, чтение, занятия спортом, посещение врача, проведение отпуска, творческие занятия, дополнительные занятия по школьным предметам и изучение информации об уходе и воспитании. Анализ проводится с учетом трех групп показателей: семейных (число детей и наличие других родственников в семье), индивидуальных показателей родителей (образование, длительность времени, затрачиваемого на работу) и индивидуальных показателей детей (пол, возраст). Показан достаточно высокий уровень вовлеченности родителей и значимые различия в показателях матерей и отцов – вовлеченность отцов носит скорее дополняющий характер. Физическая активность с детьми – единственный вид практик, в котором отцы участвуют практически наравне с матерями. Анализируется характер трансформации практик по мере взросления ребенка. Отмечается, что если младший возраст ребенка требует вовлеченности как минимум двух взрослых, то начиная со школьного возраста большинство практик закрепляется только за одним из них, при этом отпуск – это практика, в которой родители чаще всего участвуют совместно. Оценивается вклад других родственников. Показано, что наличие прародителей в домохозяйстве значимо снижает нагрузку матерей. Увеличение числа детей в семье практически не влияет на уровень вовлеченности в целом, но меняет структуру ее практик, при этом снижается уровень вовлеченности других родственников. Наибольшее влияние на вовлеченность оказывают индивидуальные показатели родителей, особенно образование – высшее образование матери повышает число часов, уделяемых детям; большая часть родительского времени связана с подготовкой уроков с детьми, что в свою очередь влияет на успеваемость. Примечателен факт, что число рабочих часов родителей положительно связано с уровнем вовлеченности. Делается вывод о стабильности материнской и уязвимости отцовской вовлеченности.

Ключевые слова

родительская вовлеченность, родительство, родительские практики, РМЭЗ НИУ ВШЭ

Список литературы
  1. Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми //Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95–104. EDN: PGXURD.
  2. Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования. 2018. № 4. C. 230–260. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-230-260; EDN: YQDRUL.
  3. Борисова О. Н. Отцовская вовлеченность: индивидуальные и межстрановые различия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6(142). С. 263–286. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.13; EDN: YLYOJW.
  4. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29–45. EDN: JAOJTD.
  5. Дорофеева З. Е., Козырева П. М. Трансформация практик вовлеченности родителей в жизнь детей // Социологические исследования. 2023. № 8. С. 86–100. DOI: 10.31857/S013216250027370-0; EDN: VBDNOL.
  6. Дорофеева З. Е. Распределение ролей в высокоресурсных многодетных семьях // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 3. С. 73–87. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.3.8434; EDN: WSJHCG.
  7. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001. 180 с.
  8. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. Вып. 1 (март). С. 168–190. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190; EDN: VSARUX.
  9. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64–72. EDN: UAPJAJ.
  10. Михайлова Я. Я., Сивак Е. В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8–25. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25; EDN: XSHHED.
  11. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 3. C. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301; EDN: UKSICV.
  12. Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в Российском обществе. 2013. № 2(67). С. 14–26. EDN: RAGHVN.
  13. Шевченко И. О. Отцы и отцовство в современной России: социологический анализ. М.: Тровант, 2019. 298 с.
  14. Doherty W. J., Kouneski E. F., Erickson M. F. Responsible Fathering: An Overview and Conceptual Framework // Journal of Marriage and the Family. 1998. Vol. 60. No. 2. P. 277–292. DOI: 10.2307/353848.
  15. Eccles J., Harold R. Family Involvement in Children’s and Adolescents’ Schooling // Family-school Links: How Do They Affect Educational Outcomes? / Еd. by A. Booth, J. F. Dunn. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996. P. 3–34. DOI: 10.4324/9781315827407.
  16. Epstein J. School and Family Partnerships // Encyclopedia of Educational Research /Ed. by M. Alkin. N. Y.: MacMillan, 1992. P. 1139–1151.
  17. Hornby G., Blackwell I. Barriers to parental involvement in education: an update // Educational Review. 2018. Vol. 70. Nо. 1. P. 109–119. DOI: 10.1080/00131911.2018.1388612.
  18. Park S., Holloway S. D. No Parent Left Behind: Predicting Parental Involvement in Adolescents’ Education Within a Sociodemographically Diverse Population // The Journal of Educational Research. 2013. Vol. 106(2). P. 105–119. DOI: 10.1080/00220671.2012.667012.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2