Социовитальный характер религиозности в повседневности донского казачества Научная статьяСкорик А. П. д.филос.н., проф., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия s_a_p@mail.ruORCID ID=0000-0003-1283-8137Elibrary SPIN=7327-9553Шадрина А. В. д.и.н. Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия bergson@yandex.ruORCID ID=0000-0002-1925-0216Elibrary SPIN=4699-5590DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.5EDN: YXPVDZСоциовитальный характер религиозности в повседневности донского казачества// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 61-80Дата поступления статьи: 18.03.2024Рубрика: Социология религииСсылка для цитирования: Скорик А. П., Шадрина А. В. Социовитальный характер религиозности в повседневности донского казачества // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. C. 61-80.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.5. EDN: YXPVDZFor citation: Skorik A. P., Shadrina A. V. The sociovital nature of religiosity in the everyday life of the Don Cossacks. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2. P. 61-80DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.5. EDN: YXPVDZТекст статьиАннотацияКазачество традиционно ассоциируется с социальным оплотом Русской православной церкви, с группой наиболее праведных поборников православной веры. Однако донские казаки прошли свой длительный исторический путь, прежде чем оказались в лоне Церкви-Матери, стали ее современными защитниками от неправедных посягательств. Вера для донских казаков изначально представляла собой более широкое жизненное понятие, нежели только религиозное чувство, простираясь в ментальные модели поведения, фиксируюсь зачастую исключительно в материальных предметах, выражаясь в достаточно ситуативном богомолье. В исторической повседневности казаков прослеживается не характерное для других социальных групп рационалистическое отношение к религиозной вере. Такой прагматизм проистекал из особого воинского типа религиозности, изначально сформировавшегося на фронтирной территории Дикого Поля, где закладывались истоки российского казачества, откуда через века казаки пронесли своё благородное отношение к Богу, к христианской вере. У них была своя историческая дорога к православному храму, гораздо более длинная и противоречивая, нежели у других групп российского населения, но от этого не менее значимы ее конечные результаты. «Второе солнце Дона» – Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске – является исторически вторым из трёх Патриарших соборов в современной России. Но с ним соперничал по архитектурному великолепию и внутреннему убранству Николаевский старообрядческий собор, который отражал самим своим существованием в начале ХХ в. сильнейшие позиции старообрядчества на Дону, а в храме богослужение вел старообрядческий архиепископ Иоанн Картушин. В среде донского казачества также получило значительное распространение иноверие, причем, из числа его исторических примеров выделяются духоносцы, а уже в наши дни казаки-калмыки сохраняют приверженность буддистскому (ламаистскому) вероисповеданию. Однако, несмотря на существование различных вариантов религиозной веры у донских казаков, позиции Русской православной церкви сегодня являются на Дону господствующими и незыблемыми.Ключевые словабогомолье, воинский тип религиозности, иноверие, казаки, священство, старообрядчество, храмСписок литературы Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным. Новочеркасск: Тип. А. А. Карасева, 1894. Т. I. 368+XXXIII. Т. II. 819+XLI. Вейнберг Л. Б. Распространение христианства на Украйне. (Краткий исторический очерк, составленный по неизданным документам). Воронеж, 1889. 80 с. Донские дела: в 4 кн. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1898. Кн. 1. 1081 с. Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. Ростов н/Д, 2015. 344 с. Кашибадзе В. Ф., Батиева Е. Ф. К проблеме генезиса донских казаков (данные антропологии) // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Всеросс. науч. конф. (28–29 сентября 2010 г., Ростов н/Д). Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2010. С. 1–7. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург: Урал. ун-т, 1992. 120 с. EDN: UDCUPW. Левитский Г., прот. Монастырское урочище или Монастырский городок // Донские войсковые ведомости. 1866. № 22. С. 112–113. Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1998. 512 с. EDN: XHFEEB. Мининков Н. А. Донской историк есаул Евлампий Никифорович Кательников. Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2011. 170 с. EDN: QPVTZD. О наказании разсеевающих и принимающих ереси и расколы. Именной указ Государей и Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей. 24 декабря 1684 г. (3 января 1685 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. II. Ст. 1102. С. 647–650. Попов Х. И. Историческая панихида на Монастырском урочище // Памятная книжка области войска Донского на 1905 г. Новочеркасск: Областная Войска Донского типография; Частная Донская типография и типография П. В. Болдырева, 1905. С. 3–5. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским: (по рукописи Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел). Выпуски 1-5 / Перевод с арабскаго [и предисловие] Г. Муркоса. М.: Общество истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1898. Вып. 3. 167 с. Савельев А. М. Трехсотлетие войска Донского. 1570–1870. Очерки из истории донских казаков. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, 1870. 124 с. Савельев Е. П. История Дона и донского казачества. Новочеркасск: Тип. «Донской Печатник», 1918. Вып. 3. 142 с. Скорик А. П. Милютинский казачий юрт: опыт исторической реконструкции. Новочеркасск: Лик, 2015. 1184 с. EDN: SLSSXU. Скорик А. П., Федина И. М. Кубанский хутор: фазы и повседневность топохронной эволюции (конец XVIII–первая треть XX вв.). Новочеркасск: Лик, 2016. 419 с. EDN: YHBTKN. Скорик А. П., Щербакова Л. И. Социовитальные институты казачьей повседневности: категориально-понятийный анализ // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 3. C. 37–52. DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.3; EDN: LRTOIC. Смолич И. К. История Русской церкви 1700–1917 гг. М.: СПВМ, 1997. 799 с. Снесарев Н. П. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона: В 2 вып. Новочеркасск: Областная войска Донского типография, 1877. Вып. 1. 238 с. Сорокин П. А. Система социологии. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991. 187 с. Толмачев И. П. В степях донских. (Военные мемуары). М.: Воениздат, 1959. 183 с. Церковно-приходская летопись храма во имя св. прпмц. Евдокии слободы Маньково-Березовской // Церковно-приходские летописи Донской и Новочеркасской епархии / Сост., авт. коммент. А. В. Шадрина. Ростов н/Д: ДИД, 2019. С. 225–247. EDN: PMZOJK. Шадрина А. В. Сектантство в Области Войска Донского в начале ХХ в. по данным Министерства внутренних дел Российской империи // Новое прошлое (The new Past). 2022. № 3. С. 82–95. DOI: 10.18522/2500-3224-2022-3-82-95; EDN: WRPLAO. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2