Особенности религиозного сознания нижегородского студенчества Научная статьяШирокалова Г. С. д.соц.н., проф., Приволжский филиал ФНИСЦ РАН, Нижний Новгород, Россия shirokalova@list.ruORCID ID=0000-0003-4089-5446Elibrary SPIN=8292-5157Дулина Н. В. д.соц.н., проф., Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград, Россия nv-dulina@yandex.ruORCID ID=0000-0002-6471-7073Elibrary SPIN=9115-9416Пронина Е. И. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия pronina@isras.ruORCID ID=0000-0003-1784-4421Elibrary SPIN=8052-9017DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.4EDN: ZDBXUYОсобенности религиозного сознания нижегородского студенчества// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 46-60Дата поступления статьи: 15.10.2023Рубрика: Социология религииСсылка для цитирования: Широкалова Г. С., Дулина Н. В., Пронина Е. И. Особенности религиозного сознания нижегородского студенчества // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. C. 46-60.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.4. EDN: ZDBXUYFor citation: Shirokalova G. S., Dulina N. V., Pronina E. I. Features of the religious consciousness of Nizhny Novgorod students. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2. P. 46-60DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.4. EDN: ZDBXUYТекст статьиАннотацияВ представленной статье анализируется структура религиозности студенческой молодежи. Эмпирической базой послужило онлайн исследование Российского общества социологов 2022 г. «Культурное наследие и связь поколений (опрошено 9751 студентов вузов, граждан России, проживающих в различных регионах). Многонациональность и поликонфессиональность российского народа нашла отражение в распределении ответов респондентов, проживающих в разных регионах России. Поэтому из общей совокупности опрошенных нами выделено 1699 (или 17,4% от общего числа), являющихся студентами в вузах города Нижнего Новгорода. Целью данной работы было выявление значимости для молодежи регулирующей функции традиционных религий. Обоснован вывод, что мировоззренческие поиски студентов формируются соответствующим XXI в. технологическим укладом: значительная часть респондентов критически относится к содержанию традиционных религиозных учений, не имея сформировавшихся убеждений в этом направлении. Отсюда либо вера в непознанное сверхъестественное, либо индифферентизм в тех или иных формах, либо идентификация себя как атеиста при отсутствии для этого достаточных оснований в виде религиоведческих знаний. Не замыкаясь в рамках традиционных для России религий, большинство студентов осознает культурологическую важность традиционных ценностей, знаковым элементом которых остается религия. Авторский вопрос: «Наши страны многоконфессиональны. Разделяете ли Вы мнение: «Бог один, а религии разные»?» позволяет измерить не только глубину веры в истинность религии, с которой идентифицирует себя респондент, но и подсознательную готовность к межконфессиональному диалогу. Для респондентов важна самоидентификация среди разделяющих их ценности и образ жизни. По этим принципам и формируется «социальный круг», пространство которого «задается» такими координатами, как уровень образования, материального достатка, возраст, национальность, принадлежность к конфессии. Выявлено снижение значения религии как фактора обеспечения крепости семейных уз и выбора спутника жизни. Параллельно падает значимость религиозных обрядов, знаменующих этапы жизни человека. Для сравнения и обоснования выводов привлекаются результаты социологических исследований, сходных по тематике или эмпирическому объекту исследования. Эмпирические данные позволяют авторам сделать вывод: среди нижегородских студентов сохраняется уважительно-индифферентное отношение к традиционным религиям на фоне снижения личностной значимости религии как социального института.Ключевые словаРоссия, религия, православие, нижегородские студенты, традиции, социологическое исследованиеСписок литературы Дулина Н. В., Беликова Е. О., Парамонова В. А. Коммуникация религиозных символов в социокультурном ландшафте региона // Религия и Коммуникация: Мат. VI Международной науч.-практ. конф., Минск, 18-20 апреля 2019 г. Минск: Ковчег, 2019. С. 187–192. EDN: ULKFUQ. Дулина Н. В., Засыпкин В. П. и др. Культурные традиции и связь поколений (информация о научном проекте) // Вестник СурГПУ. 2022. № 5(80). C. 151–154. DOI: 10.26105/SSPU.2022.80.5.014; EDN: SBVLCM. Дулина Н. В., Мансуров В. А. и др. Народная культура в оценках российской студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 61–78. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-5; EDN: ZNNWOU. Дулина Н. В., Овчар Н. А., Токарев В. В. Социальное самочувствие и религиозные ориентации современной студенческой молодежи (по итогам прикладного социологического исследования) // Известия ВолгГТУ. Сер. «Проблемы социально-гуманитарного знания». 2014. № 16(143). С. 120–124. EDN: TBTGQX. Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: ООО «Эпицентр», 2021. С. 217–247. EDN: SUHSWJ. Митюков М. А. Дискуссии о светском государстве на Конституционном совещании // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9(82). С. 68–80. DOI: 10.17803/1994-1471.2017.82.9.068-080; EDN: ZIOHOV. Сомов В. А., Волкова Е. С. Советская ментальность: маркеры социально-исторической идентичности // Новейшая история России. 2022. Т. 12. № 4. С. 1035–1048. DOI: 10.21638/spbu24.2022.413; EDN: QVZUDZ. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Уч. пос. М.: Высшая школа, 1999. 431 с. Широкалова Г. С. Останется ли Россия светским государством? // Диалог мировоззрений: Современное образование в поле научных и религиозных традиций: Мат. XI Международного симпозиума 31 мая – 2 июня 2011 г. / Под ред. А. В. Дахина. Н. Новгород: ВВАГС, 2011. C. 537–546. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 2