Воспроизводство неравенства в российском образовании: состояние и перспективы исследований

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Воспроизводство неравенства в российском образовании: состояние и перспективы исследований

Научная статья

Матвеев В. В. к.соц.н., доц.,
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
Vyacheslav.matveev@novsu.ru
ORCID ID=0000-0001-9355-4894
Большаков А. Ю. к.т.н.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ex_lop@mail.ru


DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.11
EDN: ZFTZUH

Воспроизводство неравенства в российском образовании: состояние и перспективы исследований
// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. С. 215-235

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда и Санкт-Петербургского научного фонда № 23-28-10010

Дата поступления статьи: 13.04.2023
Рубрика: Проблемы образования в России

Ссылка для цитирования:
Матвеев В. В., Большаков А. Ю. Воспроизводство неравенства в российском образовании: состояние и перспективы исследований // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 215-235.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.11. EDN: ZFTZUH

For citation:
Matveev V. V., Bolshakov A. Y. Reproduction of inequality in Russian education: state and prospects of research. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 215-235
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.11. EDN: ZFTZUH


Аннотация

В статье на материалах современных социологических исследований анализируются факторы неравенства в отечественном образовании. Представлены данные, показывающие, что неравенство в образовании имеет тенденцию к воспроизводству в двух базовых формах: а) неравные образовательные возможности для разных групп учащихся; б) неравные образовательные результаты. В рамках той и другой формы существуют факторы (барьеры) неравенства, препятствующие получению индивидами образования. В статье к таким факторам неравенства отнесены: а) группирование учащихся по разным образовательным потокам по итогами тестов и успеваемости, когда подобная группировка получила название трекинга; б) специфические отношения педагогов к учащимся из разных социальных групп, что может вести к необъективной оценке учебных достижений школьников; в) региональные различия в деятельности образовательных учреждений, что связано с типом населенных пунктов и их экономическим развитием; г) различия в семейных структурах, среди которых выделяются количественный размер семьи, порядок рождения детей, является ли семья полной или нет; д) ценностное отношение родителей из разных социальных слоев к учебе своих детей; е) гендерные стереотипы при получении образования, ведущие в дальнейшем к гендерному дисбалансу профессиональной структуры в обществе; ж) развитие языковых способностей учащихся, когда дети из разных социальных слоев по-разному выражают свои знания и опыт, что отражается на учебных оценках и успеваемости. Появляются новые формы неравенства, например, цифровое, развитие которого увеличивает социальное неравенство. Развитие информационной техники, IT-технологий приводит к появлению новых форм цифрового неравенства, в том числе в городах и в среде персонала самой системы образования. Показана негативная роль образовательного неравенства для современного российского общества, что может проявиться в ослаблении солидарности общностей и групп российского общества. Приведены практики преодоления влияния факторов неравенства в образовании на примерах школ, работающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (резильентные школы). Также анализируются эмпирические данные увеличения числа молодежи из экономически благополучных слоев населения, поступающих в систему среднего профессионального образования. Специфика рассмотренных факторов неравенства в образовании усиливает исследовательское внимания к ним.

Ключевые слова

образовательное неравенство, факторы неравенства в образовании, образовательная траектория, образовательная политика, трекинг

Список литературы

 

  1. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России?  // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391–421. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603; EDN: NBXFVU.
  2. Викторов А. Ш. Поворот к неравенству в мире как вызов глобальной социологии // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 21–29. EDN: TNESXR.
  3. Гаспаришвили А. Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2016. № 16 (1). С. 92–110. EDN: VNVPTF.
  4. Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ; М.: Журнал РАН «Социологические исследования», 2015. 300 с. EDN: YTJYRP.
  5. Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70–83. DOI: 10.31857/S013216250012685-6; EDN: RJIVCU.
  6. Грошев И. В. Красноблодцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66–78. DOI: 10.31857/S013216250009390-2; EDN: PLVOPV.
  7. Епихина Ю. Б. Стратификационные исследования: между прошлым и будущим // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 20–25. DOI: 10.31857/S013216250003998-0; EDN: ISIKZE.
  8. Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 382–393. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393; EDN: FRIAYR.
  9. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108–120. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120; EDN: VUHAGN.
  10. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (О книге Я. Ван Дейка «Цифровой разрыв») // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158–164. DOI: 10.31857/S013216250009459-7; EDN: IMRGSO.
  11. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54–64. DOI: 10.31857/S013216250013781-2; EDN: CPKQWK.
  12. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85–104. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112; EDN: YSAERX.
  13. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92; EDN: IQZBYI.
  14. Константиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 98–111. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8609; EDN: ZFDHLB.
  15. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3. С. 125–133. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491; EDN: FGRZUS.
  16. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–43. DOI: 10.7868/S0132162518030030; EDN: LAYWBV.
  17. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26; EDN: MTXBUV.
  18. Костина С. Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 14–32. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024; EDN: KGZCMU.
  19. Косякова Ю., Ястребов Г. и др. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 76–97. EDN: YRHHFT.
  20. Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115–135. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.1923; EDN: AYRZBK.
  21. Макарова М. Н., Вострецова Ю. В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского ун-та. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 55–65. EDN: LBDLIZ.
  22. Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 45–66. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2090; EDN: HSCAZW.
  23. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 16–20. EDN: YLNKFV.
  24. Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37–48. EDN: UCFNXB.
  25. Полякова Н. Л. Новое социальное неравенство. От общества среднего класса к биполярному обществу // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2020. № 26(4). С. 7–34. DOI: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34; EDN: GMYRIR.
  26. Полякова Н. Л. Социальное неравенство в социологических теориях второй половины ХХ в. Оформление конструктивистской перспективы // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 5–28. EDN: TRMPWJ.
  27. Райхельгауз Л. Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 8–14. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10446; EDN: DTKZYD.
  28. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61–71. DOI: 10.31857/S013216250009480-1; EDN: IBLGQK.
  29. Роговая А. В., Левченко Н. В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодежи из малых городов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 23–33. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/23-33; EDN: AECCFC.
  30. Сорокин П. А. Общество, культура и личность: Их структура и динамика. Система общей социологии // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч. тр. / Отв. ред.  Д. В. Ефременко, П. П. Кротов. М.: ИНИОН РАН, 2012. 232 с.
  31. Социология образования: уч. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., доп. и пер. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY.
  32. Тривенти М., Скопек Я. и др. Дифференциация в среднем образовании и социальное неравенство образовательных возможностей: результаты крупномасштабного международного сравнения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 54–75. EDN: YRHHEZ.
  33. Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. № 4(10). С. 150–163. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610; EDN: VFEAWA.
  34. Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика» // Регионология. 2018. № 1(102). Т. 26. С. 155–178. DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178; EDN: YUSIBF.
  35. Шабашев В. А., Щербакова Л. Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 3–12. EDN: WMAEGZ.
  36. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова; РНФ. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2020. 351 с. EDN: MSNLLC.
  37. Эфендиев А. Г., Резкий С. Д. Социальное неравенство работающей российской молодежи: факторы и механизмы формирования и развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. № 25(2). С. 176–213. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.2.8; EDN: SSFLJZ.

 


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1