Трансформации системы образования в контексте пространственного развития региона (на примере Республики Крым) Научная статьяЖаворонкова О. Р. к.э.н. Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия olga-zhavor@mail.ruORCID ID=0000-0002-8598-8008Короленко Ю. Н. к.э.н., доц., Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия korolenko_simf@bk.ruORCID ID=0000-0003-1356-3067DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.10EDN: XHKKBBТрансформации системы образования в контексте пространственного развития региона (на примере Республики Крым)// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. С. 184-214Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ, программа «Приоритет – 2030» № 075–15–2021–1323.Дата поступления статьи: 15.08.2022Рубрика: Проблемы образования в РоссииСсылка для цитирования: Жаворонкова О. Р., Короленко Ю. Н. Трансформации системы образования в контексте пространственного развития региона (на примере Республики Крым) // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 184-214.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.10. EDN: XHKKBBFor citation: Zhavoronkova O. R., Korolenko J. N. Transformation of the education system in the context of spatial development of the region (on the example of the Republic of Crimea). Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 184-214DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.10. EDN: XHKKBBТекст статьиАннотацияВ статье рассмотрены особенности развития системы образования в Республике Крым как основного фактора социопространственного развития региона. Авторами проведен анализ динамики основных показателей системы образования на трех уровнях: общее образование, среднее профессиональное и высшее образование. В качестве основных показателей рассмотрены такие как: географическая доступность образовательных учреждений для населения, обеспеченность их информационно-техническими средствами учебного процесса и кадровыми ресурсами. Анализ кадрового ресурса проведен в разрезе тех категорий персонала, которые непосредственно реализуют и обеспечивают учебный процесс. В ходе исследования было выявлено наличие в образовательных учреждениях руководителей и педагогических работников, не имеющих высшего образования. В статье проведено сравнение численности внешних совместителей и штатных работников по исследуемым категориям, выполнено сопоставление полученных результатов с численностью обучающихся. Показано, что в условиях тенденции роста числа внешних совместителей и сокращения штатных сотрудников в системе высшего образования растет число обучающихся, добровольно оставивших обучение. В статье рассмотрена также динамика роста фонда заработной платы по указанным категориям сотрудников и проведено сравнение средней заработной платы на одного человека по виду деятельности (образование) в Южном федеральном округе по отношению к другим федеральным округам. Выявлено, что уровень оплаты труда работников образования в Южном федеральном округе в 2021 г. находится на уровне 2016 г. в сравнении с другими округами. Согласно показателям структуры персонала по соотношению штатных сотрудников и внешних совместителей построены линии трендов, позволяющие выявить тенденции изменений их численности. По некоторым категориям сотрудников выполнен прогноз на два года для выявления вероятностных количественных изменений в кадровом обеспечении системы образования. Обосновано, что решение кадровых вопросов приведет к сохранению и увеличению численности обучающихся, повышению качества образования и развитию человеческого потенциала в регионе. В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования. На основе построенных трендов и сделанных выводов авторами сформулированы конкретные рекомендации по устранению выявленных проблем в системе образования.Ключевые словасоциология, система образования, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, человеческий потенциал, кадры, трендыСписок литературы Авилкина С. В. Теоретико-методологические аспекты анализа влияния системы высшего образования на социально-экономическое развитие регионов // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 8(190). С. 640–653. DOI: 10.35854/1998-1627-2021-8-640-653; EDN: PZHVSN. Акимова И. В., Артюхин В. В. О роли системы образования в устойчивости развития региона // Научное обозрение. Экономические науки. 2022. № 4. С. 5–10. DOI: 10.17513/sres.1106. EDN: KJBXUU. Айрапетова А. Г., Корелин В. В. Проблема современной системы среднего и высшего образования в России – свобода выбора или проблема государственной системы образования // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2018. Т. 1. С. 176–178. EDN: YTGLSX. Арутюнова А. Е. Инвестиции в человеческий капитал как основа формирования креативного потенциала // Российский экономический интернет-журнал: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. 2019. № 3. URL: https://www.e-rej.ru/Articles/2019/Arutyunova.pdf (дата обращения: 05.08.2022). EDN: NSNZZK. Васильева Ю. С., Смирнова В. Р. О роли организаций высшего образования в инновационном развитии регионов России // Инновации. 2021. № 10(276). С. 26–34. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.276.10.005; EDN: SWWRFQ Ковкова В. О. Национальный проект «Образование» в системе стратегического планирования муниципальной системы общего образования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2 (130). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/02/9774 (дата обращения: 05.08.2022). EDN: JUQOQL. Котомина О. В. Оценка функционирования системы высшего образования в интересах устойчивого развития региона // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Экономика. 2022. Т. 17. № 3. С. 321–337. DOI: 10.17072/1994-9960-2022-3-321-337; EDN: SOGDQU. Ламзин Р. М. Технология развития человеческого капитала как подход к повышению эффективности деятельности образовательной организации // Профессионально-технологическая и экономическая подготовка обучающихся в условиях модернизации и стандартизации образования: сб. ст. II Всеросс. конф. преп., студ., асп. и докт. Волгоград: Сфера, 2021. С. 420–424. EDN: DPEQHK. Матраева А. Д. Роль высшего образования в управлении креативным человеческим капиталом // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 32–35. DOI: 10.24158/spp.2017.10.5; EDN: ZQLHYB. Назаева М. И., Назаева П. Х. Образование как фактор социально - экономического развития России и ее регионов // E-Scio. 2020. № 9(48). С. 407–422. EDN: ZFIHMR. Передерий В. А., Литвинова А. В. Деятельность субъектов высшего образования Республики Крым в контексте социально-экономического развития региона // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10(102). С. 45–51. DOI: 10.24158/spp.2022.10.6; EDN: NYOOMJ. Фирсова Н. В. Применение инструментов системы менеджмента качества в системе школьного образования: качество образования - качество жизни // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 1(18). С. 64–68. EDN: SAQACO. Magrupova Z. M., Abdraimova K. K., Shametova A. A. Accumulation of intellectual capital based on qualitative changes in the education // Вестник ун-та Туран. 2022. № 2(94). P. 313–322. DOI: 10.46914/1562-2959-2022-1-2-313-322; EDN: QZHWLC. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1