Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ Научная статьяКиреева И. В. к.соц.н. Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия klushina@list.ruORCID ID=0000-0002-0888-896XКуква Е. С. к.соц.н., доц., Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия otvs_priem@mail.ruORCID ID=0000-0001-9944-029XШадже А. Ю. д.филос.н., проф., Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия shadzhe@maykop.ruORCID ID=0000-0002-8557-2424DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.5EDN: UNQHQBБрендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. С. 91-113Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках государственного задания на НИР Адыгейского государственного университета по проекту №FЕNZ-2023-0004 «Потенциал брендинга регионов в укреплении российской национальной идентичности: традиции и инновации».Дата поступления статьи: 31.12.2023Рубрика: Российские регионы в условиях постглобализацииСсылка для цитирования: Киреева И. В., Куква Е. С., Шадже А. Ю. Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 91-113.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.5. EDN: UNQHQBFor citation: Kireeva I. V., Kukva E. S., Shadzhe A. Y. Regional branding in strengthening Russian national identity: empirical challenge and expert response. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 91-113DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.5. EDN: UNQHQBТекст статьиАннотацияВ статье анализируются идентификационные процессы российского общества в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов. Обосновывается, что условиях неопределенности общество требует консолидации и единения на основе объединяющей концепции или модели. Цель статьи – обосновать возможности брендинга регионов как части региональной политики идентичности в укреплении общероссийской идентичности. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, за основу взяты основные положения теории социального конструктивизма и концепция многоуровневой идентичности. В качестве гипотезы предлагается предположение о том, что усиление региональной идентичности в российских регионах и основанный на ней брендинг регионов, способны не фрагментировать, а, напротив, укрепить российскую национальную идентичность. Проверка гипотезы осуществлялась с применением количественных и качественных методов. Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса жителей трех республик Северного Кавказа – Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, проведенного в октябре-ноябре 2023 г. (n = 1421). Его результаты дополнены данными экспертного опроса. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии сформированных брендов в исследуемых регионах, что подтверждают результаты репрезентативного опроса (низкий уровень (менее 20%) осведомленности жителей о соседних регионах) и экспертные мнения. В то же время наблюдается последовательное движение в сторону признания потенциала брендинга в развитии регионов, который включает поиск ключевых образов-идей, конструируемых как снизу (населением республик), так и сверху (органами региональной власти совместно с бизнесом, СМИ и общественными организациями). Брендинг регионов, повышение их узнаваемости способствует укреплению не только региональной, но и российской национальной идентичности. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что брендинг регионов является механизмом поддержания консолидации российского общества и его потенциал должен быть встроен в политику идентичности.Ключевые словабрендинг регионов, бренд, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, Республика Дагестан, региональная идентичность, российская национальная идентичностьСписок литературы Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. «Портфель идентичностей» молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76–87. DOI: 10.31857/S013216250019645-2; EDN: HEOCFJ. Аксенова О. В. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. № 1. С. 9–17. DOI: 10.31171/vlast.v27i6.6813; EDN: KXCTXQ. Антонова Н. Л., Бусыгин А. Г. Идентичность как социальный феномен: теоретико-методологические основания социального конструктивизма // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2(132). С. 12–16. DOI: 10.24158/tipor.2019.2.1; EDN: YWCEOT. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. Визгалов Д. Брендинг города. М.: Ф-д «ИЭГ», 2011. 160 с. EDN: QONFRJ. Гаджалова Ф. А., Магомедов А. Д. Дагестанские гастрономические бренды (курзе, чуду, хинкал): названия, этнокультура, современное бытование // Вестник ДНЦ РАН. 2022. № 85. С. 23–29. DOI: 10.31029/vestdnc85/4; EDN: ZBWGCQ. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100–115. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09; EDN: YAEHZR. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9; EDN: IZTYSH. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Общероссийская идентичность в социологическом измерении // Вестник российской нации. 2021. № 1-2(77-78). С. 39–52. EDN: HAGVQK. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2012. 247 с. EDN: QOOAJB. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь Мир, 2022. 248 с. DOI: 10.55604/9785777709042. Кешева З.М. Бренды Кабардино-Балкарии в информационном пространстве как фактор социокультурной и экономической привлекательности региона // Вестник КБИГИ. 2020. № 2(45). С. 50–55. DOI: 10.31007/2306-5826-2020-2-45-50-55; EDN: QIQMQM. Котлер Ф., Асплунд К. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб., 2005. 376 с. Куек М. Г. Археологическое и художественное наследие Адыгеи: концепция развития этнокультурного бренда региона в мировом художественном пространстве // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. по итогам межд. науч. форума. М.: Ин-т наследия, 2021. С. 117–127. EDN: JSCCCY. Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как инструмент территориального развития // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 1. С. 134–143. DOI: 10.15688/re.volsu.2020.1.12; EDN: HMDPAT. Назукина М. В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России // Журнал «Регионология». 2011. № 4. URL:https://regionsar.ru/ru/node/809?ysclid=lqbeg86nr7235890814 (дата обращения: 25.12.2023). Назукина М. В., Тарасова Е. Ю. Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2022. Т. 16. № 1. С. 40–48. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-40-48; EDN: TYLVDM. Национальная идентичность в северокавказском обществе: поиски путей укрепления / Под общ. ред. А. Ю. Шадже и Е. С. Куквы. М.: РФО; Майкоп: АГУ, 2015. 192 с. EDN: TYYBDX. Прает Д. В. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. М.: Азбука-Аттикус, 2012. 371 с. Рыжова С. В. Российская идентичность в региональном разнообразии: роль доверия // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. C. 13–31. DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.828; EDN: TPBYIX. Семененко И. С. Идеи, идеологии, идентичности: от дискурсов к дискурсивной силе // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: мат. Всеросс. конф. РАПН с междунар. участ. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2023. С. 531–532. Симонян М. А. Национальный брендинг как основа конкурентной идентичности // Управление инновациями-2021: мат. междунар. науч.-практ. конф. Новочеркасск: НПИ им. М.И. Платова, 2021. С. 93–96. DOI: 10.34981/Lab-67.2021.innovconf.17-simonyan; EDN: YFNRJT. Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: ИЭА РАН, 2023. 69 с. DOI: 10.33876/978-5-4211-0299-1/2023-12/1-69. Шадже А. Ю. Бренд региона в гуманитарном познании: некоторые методологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 9. С. 125–129. EDN: TCNHZK. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. N. Y., 2007. 134 p. Dinnie K. Introduction to the Theory of City Branding // City Branding: Theory and Cases. N. Y., 2011. 239 p. Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding // Place Branding and Public Diplomacy, 2010. Vol. 6. P. 97–103. DOI: 10.1057/pb.2010.16. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / Ed. by S. Worchel, W. Austin. Chicago, 1986. P. 7–24. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1