Профориентация в школе как фактор социальной стратификации: новые практики в российской системе образования

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Профориентация в школе как фактор социальной стратификации: новые практики в российской системе образования

Научная статья

Колесникова Е. М. к.соц.н.
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
kolesnikova@mail.ru
ORCID ID=0000-0003-2174-2524
Elibrary SPIN=1956-1312


DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.9
EDN: JKIEKC

Профориентация в школе как фактор социальной стратификации: новые практики в российской системе образования
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. С. 197-214

Дата поступления статьи: 03.11.2022
Рубрика: Проблемы социализации российских учащихся

Ссылка для цитирования:
Колесникова Е. М. Профориентация в школе как фактор социальной стратификации: новые практики в российской системе образования // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. C. 197-214.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.9. EDN: JKIEKC

For citation:
Kolesnikova E. M. Vocational Guidance in Schools as a Factor of Social Stratification: New Practices in the Russian Education System. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 3. P. 197-214
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.9. EDN: JKIEKC


Аннотация

Мир труда переживает изменения и требует от государства, общества и бизнеса по-новому выстроить личный опыт в профориентации школьников. В последние годы было реализовано много инициатив, расширяющих возможности молодёжи в знакомстве с профессиями, но в то же время пока не просматривается чёткого плана в масштабах страны по выстраиванию партнерства школы и представителей реальной экономики в плане профориентации. Сегодняшней молодёжи необходимо организованное сопровождение в профориентации, так как хотя опыт родителей и предыдущих поколений в отношении выбора профессии нельзя считать совершенно бесполезным, но и полагаться на него в полной мере нет возможности. В советский период уровень благосостояния и социальная защищённость обеспечивались в большей мере государством, чем самими работниками; а индустриализация создала универсальные карьерные траектории, давала ясные ориентиры, какие профессии и образование предпочтительны. Сегодня же индивидуальный человеческий капитал стал важнейшим ресурсом достижений в социальной мобильности и высокой оплаты труда, а рост сектора услуг и технологический прогресс выдвигают на пик спроса скорее высококвалифицированный труд, чем конкретные профессии в определённых отраслях экономики. Первая часть статьи посвящена обзору вопросов, которые важно актуализировать для рассмотрения данной проблематики. Нужны ли сегодня централизованные усилия общества и государства по организации профориентационной деятельности и помощи подростку с выбором профессии? В чём состоит трансформация дискурса школьной профориентации в постсоветской России? Во второй части статьи, основываясь на результатах пилотного исследования мнения московских юношей и девушек, анализируется воплощение образовательных приоритетов в реальной практике. Автор приходит к выводу, что проблемой остается тот факт, что школьный опыт профориентации пока скорее неравен и сильно связан с предпрофессиональной подготовкой, исходно выстроенной на различии возможностей знакомства с профессиями, в частности со STEM-профессиями.

Ключевые слова

социология прогресса, социология профессий, научное образование, школьники, профессионально-техническая ориентация, профессиональный выбор, гендерные стереотипы

Список литературы
  1. Аникин В. А. Социальная структура новой России: опыт применения апостериорного подхода // Экономическая социология. 2022. Т. 23. № 3. С. 42–91. DOI: 10.17323/1726-3247-2022-3-42-91; EDN: NIZKHW.
  2. Ашин Г. К. Элитное образование // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 82–99.
  3. Байбородова Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения // Образовательная панорама. 2018. № 1(9). С. 28–33. EDN: YMQWLR.
  4. Барабина И. А., Гафурова В. М. Политехническое образование в общеобразовательной школе СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов // Вестник Удмуртского ун-та. Сер. История и Филология. 2016. Т. 26. Вып. 4. C. 129–134. EDN: WNCUHZ.
  5. Вишневская Н. Т., Зудина А. А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 62(11). C. 99–107. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-99-107; EDN: SLYCXV.
  6. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда / Отв. ред. С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков. М.: ВШЭ, 2020. 72 с. EDN: RRTFQK.
  7. Гимпельсон В. Е. Трансформации российского человеческого капитала // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 2. С. 170–198. DOI: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-170-198; EDN: YNMZJZ.
  8. Горшков М. К. Социальная справедливость в массовом восприятии и ценностных ориентациях россиян // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 6. С. 32–47. DOI: 10.18522/2227-8656.2022.6.1; EDN: BZZAGS.
  9. Дополнительное образование детей: история и современность: уч. пос. для СПО / Отв. ред. А. В. Золотарева М.: Юрайт, 2016. 277 c. EDN: ZRZEET.
  10. Епихина Ю. Б. Социальная справедливость в российском образовании // Проблемы социального равенства и справедливости в России и Китае. М.: Новый Хронограф, 2021. С. 295–313. EDN: OYEBBG.
  11. Зудина А. А. Дороги, ведущие молодежь в NEET: случай России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2018. № 22(2). C. 197–227. DOI: 10.17323/1813-8691-2018-22-2-197-227; EDN: VLMGAN.
  12. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. № 20(7). С. 168–187. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187; EDN: OZLWBB.
  13. Колесникова E. M., Куденко И. A. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 124–133. DOI: 10.31857/S013216250009117-1; EDN: MXEQCQ.
  14. Колесникова E. M., Куденко И. A Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2021. № 2. С. 239–252. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-000-000; EDN: GVWKBM.
  15. Константиновский Д. Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5(99). С. 40–65. EDN: QZPZJT.
  16. Константиновский Д. Л. Современные вызовы рынка труда и российская молодежь // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2019. № 4. C. 272–281. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.6; EDN: JIJPEF.
  17. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семьи и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. C. 168–190. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190; EDN: VSARUX.
  18. Кротова А. А. Анализ изменений дополнительного образования детей за период 2015-2018 годов // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 1(51). С. 118–129. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.51.1.09; EDN: NRLWHX.
  19. Мова А. Э. Формирование системы всеобщего обязательного обучения в России // Человек и образование. 2009. № 1(18). С. 175–181. EDN: KWGJMP.
  20. Общество неравных возможностей: социальная структура современной России / Под ред. Н. Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2022. 424 с. EDN: XJGBFE.
  21. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада: докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7–10 апр. 2015 г. / Отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М.: ВШЭ, 2015. 51 с.
  22. Социальная справедливость в русской общественной мысли. М.: Маска, 2014. 270 с.
  23. Тихонова Н. Е. Трансформации социальной структуры российского общества: конец 1980-х – конец 2010-х гг. // Социологические исследования. 2021. № 8. C. 22–32. DOI: 10.31857/S013216250014308-1; EDN: RVGNAQ.
  24. Черныш М. Ф. Молодёжь на рынке труда: проблема неравенства // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума «Будущее сферы труда: достойный труд для всех» (Уфа, 4-5 февраля 2019 г.) / Под ред. Г. Р. Баймурзиной, Р. М. Валиахметова. Уфа: Мир Печати, 2019. С. 247–254. EDN: UCYUTF.
  25. Шовель Л. Западный средний класс под натиском: увядание государств всеобщего благосостояния, глобализация и снижающаяся отдача от образования // Мир России. 2020. Т. 29(4). С. 85–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-4-85-111; EDN: TCKYZS.
  26. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 188–246. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-4-58-95; EDN: TDOCOR.
  27. Archer L., Dawson E., DeWitt J. et al. "Science capital": A conceptual, methodological, and empirical argument for extending Bourdieusian notions of capital beyond the arts // Journal of Research in Science Teaching. 2015. Vol. 52(7). P. 922–948. DOI: 10.1002/tea.21227.
  28. Bybee R. W., McCrae B., Laurie R. PISA 2006: An assessment of scientific literacy // Journal of Research in Science Teaching. 2009. Vol. 46(8). P. 865–883. DOI: 10.1002/tea.20333.
  29. Cooper G., Berry A. Demographic predictors of senior secondary participation in biology, physics, chemistry and earth/space sciences: students’ access to cultural, social and science capital // International Journal of Science Education. 2020. Vol. 42. № 1. P. 151–166. DOI: 10.1080/09500693.2019.1708510.
  30. Deich B. A., Galeeva N. V. The historical development of out-of-school education in light of the subculture of childhood // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. № 3. P. 203–215. DOI: 10.1080/10609393.2018.1451199.
  31. Dockery A. M., Bawa S., Coffey J., Li I. W. Secondary students’ access to careers information: the role of socio-economic background // Australian Educational Researcher. 2021. № 49. P. 1001–1023. DOI: 10.1007/s13384-021-00469-1.
  32. Dodd V., Hanson J., Hooley T. Increasing students’ career readiness through career guidance: measuring the impact with a validated measure // British Journal of Guidance and Counselling. 2021. № 50(4). P. 1–13. DOI: 10.1080/03069885.2021.1937515.
  33. Godec S., Archer L., Dawson E. Interested but not being served: mapping young people’s participation in informal STEM education through an equity lens // Research Papers in Education. 2021. № 37(8). P. 1–28. DOI: 10.1080/02671522.2020.1849365.
  34. Grinis I. The STEM requirements of “Non-STEM” jobs: Evidence from UK online vacancy postings // Economics of Education Review. 2019. Vol. 70. Р. 144–158. DOI: 10.1016/j.econedurev.2019.02.005.
  35. Kudenko I., Simarro C., Pintó R. Fostering European Students’ STEM Vocational Choices. Cognitive and Affective Aspects in Science Education Research. 2017. P. 323–338. DOI: 10.1007/978-3-319-58685-4_24.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 3