Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ)) Научная статьяСусименко Е. В. д.филос.н., проф., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия e.susimenko@npi-tu.ruORCID ID=0000-0001-7627-2051Литвиненко Е. Ю. д.соц.н., проф., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия litvinenko_eiu@npi-tu.ruORCID ID=0000-0001-8013-4882Иванченко О. С. к.соц.н., доц., Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия olga.ivanchenko1509@mail.ruORCID ID=0000-0002-0173-1804DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.5EDN: TEFBSIЦенностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ))// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. С. 53-73Дата поступления статьи: 16.06.2023Рубрика: Феномен казачества в современной РоссииСсылка для цитирования: Сусименко Е. В., Литвиненко Е. Ю., Иванченко О. С. Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ)) // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. C. 53-73.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.5. EDN: TEFBSIFor citation: Susimenko E. V., Litvinenko E. Y., Ivanchenko O. S. Value Orientations of Young Cossacks (Using the Example of the Cossack Hundred at SRSPU (NPI)). Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 3. P. 53-73DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.5. EDN: TEFBSIТекст статьиАннотацияСтатья посвящена исследованию духовно-нравственных ценностей, культурно-бытовых и семейных традиций молодёжи, вступающей в период обучения в вузе в казачьи объединения. Объектом исследования выступают студенты – члены Платовской казачьей сотни, созданной на базе Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова. Анализируемые данные были получены в ходе сплошного опроса членов Платовской казачьей сотни методом стандартизированного интервью. Цель исследования заключается в выявлении ценностных ориентаций, ценностей и их иерархии в сознании студентов – членов казачьей сотни. Ценности казачьей молодёжи рассматриваются с позиции системы, укоренённой в «коллективных представлениях» (Э. Дюркгейм). Потенциал теории маскулинности позволил рассмотреть роль мужчины-казака в культуре семейной повседневной жизни и практиках взаимодействия. Приводится краткий обзор научной литературы, посвящённой описанию и анализу исторического развития донского казачества, особенностей его военной деятельности, повседневной бытовой жизни, культуры, ценностей и традиций. Показана матрица ценностей казачьей молодёжи, ядро которой образуют справедливость и семья. Эмпирические данные позволяют сделать вывод о формировании традиционных стереотипов «мужчина-воин» и «мужчина-защитник», патриархальных «мужчина – глава семьи», религиозных и этнических «православный человек, имеющий самобытную культуру, традиции и обычаи». В повседневной жизни семейные отношения характеризуются стремлением к эгалитарности и паритету в принятии решений и воспитании детей. Отмечается, что основу ценностной матрицы респондентов составляет культурно-исторический базис милитаризованной маскулинности, заключающийся в идее «служить и защищать своё Отечество». Основным мотивом вступления в Платовскую казачью сотню является стремление к участию и идентификации с казачьей культурой и традициями. Авторы акцентируют внимание на важности не только института семьи, но и высшей школы в актуализации и воспроизводстве культурной самобытности региональной молодёжи. Делается вывод о том, что у молодёжи с ярко выраженным этнокультурным компонентом доминируют традиционные ценности (патриотизм, служение Отечеству, справедливость, крепкая семья), формирующие не только региональную (этносоциальную), но и общероссийскую гражданскую идентичность.Ключевые словаказачья молодёжь, ценности, казачья сотня, культура, традиции, служение ОтечествуСписок литературы Агафонов А. И. История донского казачества. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. 464 с. Астапенко М. П., Астапенко Г. Д., Астапенко Е. М. «Казачья доля – Дон, степь да воля». Ростов н/Д., 2014. 320 с. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 68. С. 100–116. EDN: IUNYXR. Боднева Н. А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве (вторая половина XIX–начало XXI в.). Автореф. дис. … канд. пед. н. Белгород, 2008. 27 с. Бондарь Р. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества (часть 1. XIX – начало ХХ века) // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар: КЭЦРО, 1999. 304 с. Воденко К. В., Овчаренко Д. Л., Стукалова Е. В. Ценностно-культурная матрица: теоретический конструкт и социальная реальность // Гуманитарий Юга России. 2017. № 6. С. 78–86. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.6.5; EDN: ZXWHTX. Голошумова Г. С., Ефимова П. С., Уткина Е. А. Этнокультурное образование: условия развития в современном социуме // Современные социально-экономические процессы. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 89–114. EDN: YFKSBV. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России в зеркале социологии. К истокам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. Дзюбан В. В. Духовно-нравственное воспитание молодых казаков России: опыт, проблематика, ошибки, пути решения // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 2(23). С. 110–112. EDN: KLMPBP. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с. Ерохин И. Ю. Феномен и загадки этничности казачества // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 33–41. EDN: VVNUCR. Ерохин И. Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. 2013. № 3–4. С. 167–178. EDN: ROPHVP. Ишмаев И. П. Казак – человек особый: менталитет казачества как ключ к пониманию форм жизни этноса в структуре государства // Система ценностей современного общества. 2016. № 45. С. 83–89. EDN: VSQPHH. Казачество на Северном Кавказе: современное состояние и образ будущего. Мат. Всеросс. науч.-практич. конф. Новочеркасск: НОК, 2022. 404 с. Кирдина С Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. Изд. 3-е, перераб., расш. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с. Комаров А. П. Базовые ценности российского казачества // Вестник Тверского госуниверситета. Сер.: Философия. 2017. № 4. С. 72–80. EDN: YPUMMT. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 494 с. Коннелл Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика. М.: НЛО, 2015. 425 с. Королёв В. Н. Босфорская война. М.: Вече, 2013. 660 с. Королёв В. Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск: Дончак, 2007. 239 с. Курышева Е. И. Духовно-нравственные основы и патриотизм как базовые составляющие традиционной культуры казачества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 872–879. EDN: TGQRND. Лубский Р. А. Российская государственность как социальная реальность. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2014. 291 с. Лукичёв П. Н., Скорик А. П. Казачество: историко-психологический портрет // Возрождение казачества: история и современность. Новочеркасск, 1995. С. 31–56. Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998. 510 с. Михайлова Е. А. Российское казачество: факторы самоидентификации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 130–144. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.09. EDN: YLYNUQ. Проценко Б. Н. Заговоры, обереги, приметы: духовная культура донских казаков. Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 285 с. Рвачева О. В. Система казачьего воспитания и образования в конце XX – начале XXI в. Тенденции развития на Юге России // Известия ВолГПУ. 2015. № 8(103). С. 188–196. EDN: VAWAYR. Ревин И. А. Реализация казачьего компонента в вузе: типовое положение о студенческом объединении «Казачья сотня». Новочеркасск: НОК, 2022. 36 с. Ревин И. А. Практика духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи с учетом этнокультурного казачьего компонента в образовании (опыт деятельности Платовской казачьей сотни ЮРГПУ(НПИ)) // V Междунар. науч.-практич. конф. в рамках XXVI Междунар. Рождественских образоват. чт. М.: РУДН, 2018. С. 338–343. EDN: XNHNJR. Римский С. В. Почитание святых донскими казаками в XVI–XVIII столетиях // Мир истории. 2000. № 6. URL: http://www.tellur.ru/~historia/rimsky.htm (дата обращения: 26.04.2023). Российское общество и вызовы времени. Кн. 2 / Отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: Весь Мир, 2015. 432 с. Рудиченко Т. С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. 512 с. Рыблова М. А. Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 158–174. EDN: NTQGCN. Сергеева Н. Н. Этнокультурное образование в формировании культуры гражданственности в условиях социокультурного раскола российского общества // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 1. C. 270–282. DOI: 10.23683/2227-8656.2019.1.22; EDN: UXSRAN. Сопов А. В. Некоторые особенности менталитета казаков // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Система ценностей современного общества. Майкоп, 1998. С. 31–36. EDN: WEPOBD. Социальная справедливость в русской общественной мысли / Отв. ред. Ю. Б. Епихина. М.: ИС РАН, 2016. 268 с. Шевченко А. Г. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи в казачьих военно-патриотических лагерях // Вестник Института социологии. 2014. Т. 8. № 1. С. 132–152. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 3