Проблема суицидального поведения в студенческой среде: опыт эмпирического исследования

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Проблема суицидального поведения в студенческой среде: опыт эмпирического исследования

Научная статья

Пузанова Ж. В. д.соц.н., проф.,
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Puzanova-zhv@rudn.ru
ORCID ID=0000-0002-7405-3303
Ларина Т. И. к.соц.н., доц.,
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
larina-ti@rudn.ru
ORCID ID=0000-0003-1331-1302
Elibrary SPIN=4607-6817
Сычева О. А.
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
olya.sycheva.98@mail.ru


DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.10
EDN: GHKWDO

Проблема суицидального поведения в студенческой среде: опыт эмпирического исследования
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 174-190

Статья подготовлена в рамках инициативной темы НИР РУДН № 100932-0-000 «Динамика ценностных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе».

Дата поступления статьи: 25.11.2022
Рубрика: Социально-психологические проблемы в современном городе

Ссылка для цитирования:
Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Сычева О. А. Проблема суицидального поведения в студенческой среде: опыт эмпирического исследования // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. C. 174-190.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.10. EDN: GHKWDO

For citation:
Puzanova Z. V., Larina T. I., Sycheva O. A. The problem of suicidal behaviour in the student environment: experience of empirical study. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 174-190
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.10. EDN: GHKWDO


Аннотация

В статье рассматривается проблема молодёжного суицида, которая остается весьма актуальной и сегодня. Авторы указывают, что в официальную статистику попадают лишь зарегистрированные попытки суицида, а остается ещё большое число попыток неуспешных и нигде не отмеченных. Также появление так называемых «групп смерти» на фоне масштабного вовлечения молодёжи в социальные сети усугубляет проблему. Для изучения темы и профилактики формирования суицидального поведения необходимо использование определённого подхода, поскольку тема самоубийства является достаточно сенситивной. Для решения этой задачи авторами проведено эмпирическое исследование, направленное на разработку методики диагностики суицидального риска среди молодёжи. Исследование состоит из трёх этапов. На первом этапе проводился системный анализ научных источников, в результате которого были выделены факторы, влияющие на возникновение суицидальных наклонностей: демографические, психологические (личностные) и социальные. Далее была разработана анкета с методиками, которые диагностировали каждый фактор: модифицированный опросник суицидального риска Т. Н. Разуваевой, методика измерения выраженности одиночества С. Г. Корчагиной, проективные вопросы и семантический дифференциал. В результате на основании разработанной типологии уровня суицидальных наклонностей была осуществлена идентификация респондента с позиций суицидального риска. Вторым этапом стало проведение опроса 1000 студентов всех уровней обучения. Результаты данного анкетирования позволили оценить степень выраженности риска суицидального поведения у студентов. Завершающим этапом исследования явилось проведение биографических интервью (проверка методики), а также сам опрос по разработанной методике студентов, у которых были реальные суицидальные мысли (нереализованные попытки совершения самоубийства). Данный этап позволил проверить эффективность разработанного на основании уже существующих методик инструментария для диагностики суицидальных наклонностей студентов. В заключение авторы сравнивают полученные результаты с релевантными исследованиями других учёных, которые также использовали комплексный подход методик для диагностики. Результаты исследования можно использовать вузам в ходе реализации воспитательной работы со студентами.

Ключевые слова

самоубийство, суицид, риск суицида, факторы суицидального поведения, суицидальное поведение, студенты

Список литературы
  1. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. М.: Акад. МВД СССР, 1980. 164 с.
  2. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: учеб. пособие. СПб.: ИС РАН, 1999. 338 с.
  3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. В. А. Базаров. М.: Мысль, 1994. 399 с.
  4. Климов В. М., Айзман Р. И. Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 55–66. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.04.
  5. Корчагина С. Г. Психология одиночества: уч. пос. М.: МПСИ, 2008. 228 с.
  6. Меннингер К. Влечение смерти. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 528 с.
  7. Мягков А. Ю., Журавлева И. В., Журавлева С. Л. Суицидальное поведение молодёжи: масштабы, основные формы и факторы // Социологический журнал. 2003. № 1. С. 48–70.
  8. Осгуд Ч. Метод семантического дифференциала в сравнительном исследовании культур (часть I). (Пер. с англ. – М. Б. Вильковский) // Социология: 4М. 2012. № 35. С. 172–201.
  9. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2021. 692 с.
  10. Сорокин П. А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 104–114.
  11. Тихоненко В. А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978. С. 59–72.
  12. Фаустова И. В., Комлик Л. Ю., Филатова И. Ю., Копылова Н. М. Социально-психологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN420.pdf (дата обращения: 05.06.2021). DOI: 10.15862/39PSMN420.
  13. Федеральная служба государственной статистики. Смертность от самоубийств. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58547/ (дата обращения: 05.06.2021).
  14. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. М.: Когито-центр, 2013. С. 255–270.
  15. Хабибулин Д. А., Овсянникова Е. А., Тугулева Г. В., Плохотнюк Д. В. Личностные детерминанты суицидального риска у студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 271–281. DOI: 10.32744/pse.2020.1.19.
  16. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Академический проект, 2008. 224 с.
  17. Шматко Н. А., Ленуар Р., Мерлье Д. и др. Начала практической социологии. Сер.: Gallicinium. М.: Алетейя, ИЭС, 2001. 401 с.
  18. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 315 с.
  19. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Универ. книга, 1996. 592 с.
  20. Юнг К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
  21. Halbwachs M. Les Causes du Suicide. Paris: Félix Alcan, 1930. 520 p.
  22. Lukas C., Seiden H. M. Silent Grief: Living in The Wake of Suicide. Scribner's, 1987. 240 p.
  23. Wekstein L. Handbook of Suicidology: Principls, Problems and Practice. N.Y., 1977. 319 p.
  24. World Health Organization. Suicide data. URL: https://www.who.int/teams/mental-health-and-substance-use/suicide-data/ (дата обращения: 05.06.2021).
  25. World Health Organization. Suicide data. URL: https://www.who.int/data/gho/data/themes/mental-health/suicide-rates/ (дата обращения: 05.06.2021).

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2