Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий

Научная статья

Кукушкина А. Г. к.п.н.
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
anna_kukushkina@yahoo.com
ORCID ID=0000-0003-2535-6487
Осипова А. А. к.соц.н.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
osk0@yandex.ru
ORCID ID=0009-0008-4485-2957


DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.5
EDN: NYRWSN

Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 34-49

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант 23-28-10010.

Дата поступления статьи: 02.05.2023
Рубрика: Процессы формализации (бюрократизации) в российском образовании

Ссылка для цитирования:
Кукушкина А. Г., Осипова А. А. Ролевые модели работников образования в контексте системных бюропатологий // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. C. 34-49.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.5. EDN: NYRWSN

For citation:
Kukushkina A. G., Osipova A. A. Role models of educators in the context of systemic bureaupathologies. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 34-49
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.5. EDN: NYRWSN


Аннотация

Системные бюропатологии стали барьером в развитии, функционировании и управляемости российского образования в усложняющихся социальных и геополитических условиях, а также новым объектом социологических исследований. Однако в распоряжении учёных пока недостаточно данных о социальных последствиях бюропатологий в человеческом измерении: деформации ценностей и отношений, самочувствии на рабочих местах, противоречиях социальной и профессиональной адаптации работников в образовании. Эти последствия носят латентный, но реальный характер. Ввиду преобладающей пассивности персонала они не выявляются в образовательной статистике и обязательной отчётности, но оказываются очевидными при социологическом изучении. Статья раскрывает типичные ролевые модели работников в контексте бюропатологий и их масштабы в профессиональной среде. В основе статьи лежат исследования 2018–2023 гг. (гранты РНФ 18-18-00047, 23-28-10010) с применением анкетного опроса по межрегиональной выборке (Санкт-Петербург, Новгородская обл., Алтайский край), глубинных интервью, контент-анализа документов в образовательных организациях разного типа, хронометража нагрузок работников.

Ролевые модели работников образования как реакция на повседневные проявления бюропатологий удалось сгруппировать по ключевым параметрам «активность – пассивность» и «содействие – противодействие». Они включают активное содействие («эффективные менеджеры», «избыточные администраторы», «бумажные паразиты»), пассивное содействие («показушники», «неумелые администраторы», «перегоревшие»), пассивное противодействие («эскейписты», «адаптирующиеся») и активное противодействие («задающие вопросы», «разумные хозяева», «нигилисты» и «ушедшие из профессии»). Модели, ориентированные на противодействие бумажному прессингу, составляют социальный ресурс вывода образования из кризиса, но не свойственны большинству персонала, а потому заслуживают социально-организационной поддержки и дальнейшего изучения, в том числе в рамках научных мероприятий национального проекта «Образование».

Статья продолжает раскрытие с разных сторон темы бюропатологий, служит оценке социальной эффективности управления образованием и перспектив преодоления бюропатологий.

Ключевые слова

образование, работники образования, бюрократия, бумажный прессинг, бюропатологии, ролевые модели

Список литературы
  1. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88–111. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-88-111.
  2. Быкова Е. Ю. Социальная апатия российских учителей: к проблеме определения условий и причин возникновения // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 92–105. DOI: 10.15372/PHE20160509.
  3. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 59–69. EDN: SGMHVP.
  4. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. URL: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/11/%D0%B8%D0%BB%D1%8C_1.pdf (дата обращения: 02.07.2022).
  5. Информация в управлении образованием: теоретические проблемы / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 215 с. EDN: IMCSCJ.
  6. Клячко Т. Л., Токарева Г. С. Заработная плата учителей: ожидания и достигнутые результаты // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 199–216. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-199-216.
  7. Кустова О. Л. Социально-ролевой анализ деятельности учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 246–250. EDN: KZSADN.
  8. Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 953–966. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966.
  9. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. DOI: 10.31857/S013216250008798-0.
  10. Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 62–73.DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72.
  11. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцов Я. А. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80. DOI: 10.31857/S013216250014215-9.
  12. Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., пер. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY.
  13. Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.
  14. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании: колл. моног. / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: Виконт, 2020. 351 с. EDN: MSNLLC.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2