Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий

Научная статья

Осипов А. М. д.соц.н., проф.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
osipov.al58@gmail.com
ORCID ID=0000-0002-9314-389X
Elibrary SPIN=3590-8187


DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.2
EDN: UOVTMS

Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 15-33

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда и Санкт-Петербургского научного фонда, грант № 23-28-10010.

Дата поступления статьи: 22.02.2023
Рубрика: Процессы формализации (бюрократизации) в российском образовании

Ссылка для цитирования:
Осипов А. М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. C. 15-33.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2. EDN: UOVTMS

For citation:
Osipov A. M. Priorities of studying education in the light of the problem of bureaupathologies. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 15-33
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2. EDN: UOVTMS


Аннотация

Автор доказывает необходимость выдвижения проблемы бюропатологий в состав приоритетов российских исследований образования и образовательной политики. С опорой на анализ зарубежных и отечественных источников, статья обобщает оценки бюропатологий в сфере образования как явлений, обретших в постсоветское время институциональную форму (закрепленных в нормативно-правовой, технологической, культурной, ценностной и организационной структурах российского образования). Автор определил предпосылки бюропатологий в эпоху неолиберальных трансформаций, охвативших и российскую сферу образования: ухудшение социально-экономического положения и массовые трудовые перегрузки большинства персонала, не защищённого от сверхнормативной работы; не сдерживаемая правовыми и общественно-политическими механизмами концентрация полномочий топ-менеджмента и увеличение его явных и латентных привилегий, снижающая эффективность управления и порождающая бюрократические злоупотребления; рост социальной заинтересованности «универсального менеджмента» в укоренении своего всевластия и распространение активного бумажного прессинга как системной управленческой технологии; тенденция ужесточения бюрократического контроля на фоне кризиса образования – роста затрат, снижающихся качества, социальной доступности и общественной отдачи, потерь кадрового потенциала. Названы инструменты бюрократии, используемые ею для достижения и утверждения своего доминантного положения в образовании как многоуровневой отрасли с миллионами занятых и колоссальными интеллектуальными и творческими ресурсами: концентрация административных полномочий; имитация своей активности и полезности; опора на формально-правовую базу и уход научного управления; уход от ответственности и деперсонализация менеджмента из-за приоритета регламентов над реальной эффективностью управления; административное давление на нижестоящие уровни, приводящее большинство персонала в состояние бумажного геноцида. Социология образования выполняет ключевую роль в изучении бюропатологий и их обусловленности, используемых бюрократами социальных инструментов, доказательстве их дисфункциональности, путей их предотвращения в политике и вывода образования из обусловленного бюрократией кризиса. Социология образования выполнит свою роль, если сможет признать проблему бюропатологий приоритетной, ввести её в проблемное поле новых исследований образования, развить практико-ориентированную концепцию бюропатологий и планомерно устранять порождающие их предпосылки.

Ключевые слова

образование, бюрократия, менеджмент, бюропатологии, научные приоритеты

Список литературы
  1. Алфёров Ж. И. Власть без мозгов. Отделение науки от государства. М.: Родина, 2019. 256 с.
  2. Бабинцев В. П., Гайдукова Г. Н., Шаповал Ж. А. Вузовская бюрократия в России — terra incognita социологии образования // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2022. № 4. С. 895–908. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-895-908.
  3. Глобальная социология образования / Под ред. В. А. Ивановой, А. М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2012. 346 с.
  4. Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Международные Лихачёвские научные чтения. СПб.: СПбГУП, 2022. 628 с.
  5. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦ РАО, 2000. 158 с.
  6. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. № 1. С. 42–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58.
  7. Иванова В. А., Матвеева Н. А., Осипов А. М., Рысакова П. И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95–103. EDN: QYQKYT.
  8. Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. № 4. С. 953–966. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966.
  9. Осипов А. М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 23–33. DOI: 10.31857/S013216250018498-0.
  10. Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 62–73. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72.
  11. Осипов А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148. DOI: 10.7868/S0132162517080153.
  12. Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – «пороговая» проблема социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124. EDN: VSLWYN.
  13. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80. DOI: 10.31857/S013216250014215-9.
  14. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. DOI: 10.31857/S013216250008798-0.
  15. Открытость государства в России – 2020. Экспертный доклад Счетной палаты РФ. М., 2021. 68 с. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-2020.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
  16. Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (в двух статьях) // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101; № 7. С. 30–37.
  17. Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., пер. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с.
  18. Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 108–121. EDN: YMVETU.
  19. Трубникова Е. И. Обмен дарами в академической среде: хищнические практики, ложные сигналы и конфликт интересов в программах превосходства // Мир России. Социология. Этнология. 2022. № 1. С. 25–48. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-25-48.
  20. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. РНФ; Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2020. 351 с.
  21. Binns Ch. A. Bureaupathology and Organizational Fraud Prevention. CUNY Academic Works, 2014. 327 p.
  22. Binns Ch. A. Fraud Hotlines: Design, Performance, and Assessment. Ebook. Boka Raton, 2017. 320 p. DOI: 10.1201/9781315370361.
  23. Caiden G. E. What Really is Public Maladministration? // Public Administration Review. 1991. Vol. 51 (6). P. 486–493.
  24. Fitzgerald T. The Tyranny of Bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2009. Vol. 37 (1). P. 51–65.
  25. Humes W. The “Iron Cage” of Educational Bureaucracy // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (2). P. 235–253. DOI: 10.1080/00071005.2021.1899129.
  26. Ntanos S. A., Boulouta K. Bureaucracy-bureaupathology in education and administration // International Journal of Strategic Change Management. 2012. Vol. 4 (2). P. 129–138. DOI: 10.1504/IJSCM.2012.046502.
  27. Osipov A. M. “Paper Wave”, “Paper Pressing” and “Paper Genocide” as Applicable to the Russian Education System // Balkan Journal of Philosophy. 2020. Vol. 12 (2). P. 119–124. DOI: 10.5840/bjp202012214.
  28. Parlar H., Cansoy R. The effect of bureaucratic school structure on teacher leadership culture: A mixed study // Educational Sciences: Theory and Practice. 2017. Vol. 17 (6). P. 2175–2201. DOI: 10.12738/estp.2017.6.0150.
  29. Spector H. Bureaucratization, education and the meanings of responsibility // Curriculum Inquiry. 2018. Vol. 48 (5). P. 503–520. DOI: 10.1080/03626784.2018.1547615.
  30. Thompson V. A. Modern Organization. Vol. 12. University of Alabama Press, 1977. 222 p.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2