Качественная составляющая индивидуальной программы социально-экономического развития региона, входящего в состав Енисейской Сибири

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Качественная составляющая индивидуальной программы социально-экономического развития региона, входящего в состав Енисейской Сибири

Научная статья

Монгуш С. П.
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия; Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия
fqkey@mail.ru
ORCID ID=0000-0002-3435-0944


DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.10
EDN: ZKXAKA

Качественная составляющая индивидуальной программы социально-экономического развития региона, входящего в состав Енисейской Сибири
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. С. 155-165

Дата поступления статьи: 23.09.2022
Рубрика: Развитие в регионах России: тенденции и проблемы

Ссылка для цитирования:
Монгуш С. П. Качественная составляющая индивидуальной программы социально-экономического развития региона, входящего в состав Енисейской Сибири // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. C. 155-165.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.1.10. EDN: ZKXAKA

For citation:
Mongush S. P. The qualitative component of the individual programme for the socio-economic development of one of the regions of the Yenisei Siberia. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1. P. 155-165
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.1.10. EDN: ZKXAKA


Аннотация

В статье рассмотрены вопросы обоснования разработки и реализации индивидуальных программ социально-экономического развития (ИПСЭР). Регионы отбирались на основании исследования четырех показателей (среднедушевые денежные доходы населения; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; уровень безработицы; инвестиции в основной капитал на душу населения) в трёхлетнем периоде социально-экономического развития среди 85 субъектов РФ. Среднедушевые денежные доходы населения рассматривались как показатели, характеризующие покупательную способность населения. Прогноз показателя среднедушевых денежных доходов населения выявляет потенциальные покупательные возможности населения анализируемой территории. Показатели доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе, использовались для характеристики уровня бедности, а его прогноз – уменьшение (увеличение) денежных поступлений населения конкретной территории, доступных для сбережения. Показатели уровня безработицы, рассматривались как определяющие и характеризующие уровень и темпы экономического развития территории. Показатели инвестиций в основной капитал на душу населения изучались как характеризующие отобранные территории со стороны инвестиционной площадки для будущего развития предпринимательской деятельности. Индивидуальные программы социально-экономического развития предназначены для создания определенных условий для опережающего социально-экономического развития. Цель исследования – изучение качественной составляющей ИПСЭР региона с низким уровнем развития. При этом был использован комплекс методов (сравнение, картография и т. д.), для того чтобы промежуточный апробационный результат исследования был наиболее релевантным. С учётом поставленной цели анализ индивидуальных программ социально-экономического развития регионов проводился авторами с позиции качественности ИПСЭР и ее реального влияния на экономику региона с низким уровнем развития, также ИПСЭР рассмотрена как одна из возможных путей улучшения социально-экономического положения региона с низким уровнем развития в ареале страны. При этом трендовой основой разработки рассматриваемого стратегического документа выступает его «неповторимость/индивидуальность», то есть действенность программных мероприятий подстроена под потенциальное хозяйственное развитие региона с низким уровнем развития. Результат исследования будет носить промежуточно-рекомендательный характер, так как ИПСЭР реализуются на территориях с низким уровнем развития до 2024 г. На основе результатов исследования, а также на основе других изысканий научного сообщества можно рекомендовать региональным властям выявить для себя слабые стороны программы и при пролонгации ИПСЭР до 2027 г. минимизировать её отрицательные аспекты и повысить положительные эффекты для экономики региона.

Ключевые слова

программа, регион, низкий уровень развития, мероприятия, эффекты, аспекты

Список литературы
  1. Веселова Э. Ш. «Енисейская Сибирь» – первый макрорегион России // ЭКО. № 6 (528). 2018. С. 20–37. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-6-20-37
  2. Веселова Э. Ш. Россию «разрежут» по-новому // ЭКО. 2018. № 6 (528). С. 7–19. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-6-7-19.
  3. Монгуш С. П. Взаимодействие сибирских регионов в контексте реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 10 (391). С. 1921–1939. DOI: 10.24891/ni.16.10.1921.
  4. Прохоров В. В., Зеленская Т. В., Рожнов И. П., Аврамчикова Н. Т. Инструменты стимулирования развития северных территорий Енисейской Сибири в новых экономических условиях // Фундаментальные исследования. 2022. № 7. С. 89–95. DOI: 10.17513/fr.43289; EDN: HQOTJG.
  5. Mongush S. P., Avramchikova N. T., Maslova O. V., Zakharova L. N. Prospects of economic development of republic tyva project "Yenisei Siberia" // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk: DNIT, 2020. С. 67–73.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1