Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования Редакторская заметкаШереги Ф. Э. к.филос.н. Центр социального прогнозирования и маркетинга, f-sheregi@inbox.ruORCID ID=0009-0005-0199-2974Elibrary SPIN=7968-9483Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 242-254Скачиваний статьи: 684Рубрика: Образование в РоссииСсылка для цитирования: Шереги Ф. Э. Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 242-254.For citation: Sheregi F. E. Factors that counteract the modernization of Russian vocational education. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 242-254Текст статьи.АннотацияАвтор исследует перспективы модернизации системы профессионального образования в контексте модернизации социальной структуры российского общества и экономики как потребителя его «конечной продукции». В рамках национального проекта «Образование» были созданы условия для повышения качества работы учреждений профессионально-технического образования. Однако актуальность модернизации системы профессионального образования остается высокой, поскольку результаты проекта, несмотря на финансовые и концептуальные усилия, не привели к желаемым результатам. Научный подход к анализу социальной функции профессионального образования требует выделения его онтогенетической составляющей как органической части социального института. Онтогенетический источник развития есть противоречие между двумя органическими составляющими социального института. В случае с образованием это противоречие между его интегрирующей и дифференцирующей функциями. Интегрирующая функция образования реализуется в процессе приобщения молодого поколения к культурным ценностям, нравственным идеалам, принципам мировоззрения, тем самым, формируя социальную общность. Дифференцирующая функция образования реализуется в потенциальном «рассредоточении» молодого поколения по пирамидальным ячейкам социально-профессиональной структуры. Экономика либо признаёт функциональность системы образования трудоустраивая выпускников, либо констатирует дисфункциональность профессионального образования, не проявляя потребности в них. Сужение источника национального продукта до торговли энергетическими и сырьевыми ресурсами сужает арену и спектр меновых отношений до государства и населения, тормозит развитие социальной структуры, обедняя многообразие её элементов в качественном отношении и заменяя её аморфной псевдорыночной общностью. В итоге во взаимоотношениях государства и населения наступает ситуация, известная в истории страны как «застой»: экономический, интеллектуальный, идеологический, этический, общегосударственный. Если система профессионального образования способствует воспроизводству именно такой социальной структуры, то для государства это означает регресс, а для системы профессионального образования дисфункцию. Если молодёжь не захочет воспроизводить подобную консервативную социальную структуру, то неизбежно обострение противоречия между поколениями, вплоть до конфликтов. Разрешение этого противоречия имеет две формы – пассивную и активную. Пассивная форма представляет собой эмиграцию молодёжи в государства, где социальная структура более прогрессивная, активная выражается в широком распространении асоциального поведения.Ключевые словапрофессиональное образование, модернизация образования, социальная структура, функции образования.Список литературы1. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2009. 2. Экономическая активность населения России. М. Росстат, 2009. С. 75–76. 3. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. М.: Росстат, 2009. С. 19, 60, 61, 69. 4. Шереги Ф. Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2002. С. 44. 5. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. С. 15.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1