«Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

«Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества

Научная статья

Андреев А. Л. д.филос.н., проф.,
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия
sympathy_06@mail.ru
ORCID ID=0000-0003-1692-573X
Elibrary SPIN=5466-1444


DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.2
EDN: POPCJZ

«Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. С. 29-44

Дата поступления статьи: 22.10.2022
Рубрика: Трансформации российского общества в социологической ретроспективе

Ссылка для цитирования:
Андреев А. Л. «Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. C. 29-44.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.1.2. EDN: POPCJZ

For citation:
Andreev A. L. "The Andropov problem": to a sociological characterisation of the Soviet society. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1. P. 29-44
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.1.2. EDN: POPCJZ


Аннотация

Тема статьи – проблема «понимания» советского общества, трактуемая, однако, не в русле так называемой «понимающей социологии», а с точки зрения «портретного» подхода к описанию конкретных социумов, позволяющего выявить их характерологические черты и особенности. На основе сформулированного Н. Бором принципа дополнительности рассматриваются методологические вопросы реализации такого подхода, преимущественно в плане интеграции дискурсов и языков описания социальной реальности. За отправную точку характерологической модели того или иного конкретного общества в статье предлагается взять доминантные для него мотивации и поддерживающие их социокультурные среды, в связи с чем вводится понятие мотивирующей среды социума. Социальная природа советского общества характеризуется на основе сопоставления материалов социологических исследований, статистических данных, оценок видных советских деятелей и суждений «простых советских людей», а также собственных наблюдений. Опираясь на анализ этих материалов, автор доказывает, что системообразующие мотивации советской повседневности – это буржуазные по своему характеру мотивации. В то же время на общем фоне буржуазной modernity советское общество выделялось особенными характерологическими чертами, преемственно связанными с социокультурными трендами последних десятилетий существования Российской империи и особенностями российской модели просветительской модернизации. В первую очередь это отношение к образованию и образованности, которые воспринимались у нас не как инструментальные, а как терминальные ценности. Прослеживая динамику интеллектуальных и духовных запросов российского общества на длинных исторических интервалах, автор рассматривает формирование такого отношения к образованию как культурную революцию.  При этом в статье обосновывается принципиально новая трактовка культурной революции, согласно которой её начало предшествовало политическим революциям 1905 и 1917 гг. Отношение к образованию как к терминальной ценности в значительной мере определило логику внутренней эволюции советского общества, в ходе которой в СССР сложились специфические формы социальности, которые предлагается определять как общество образования.

Ключевые слова

советское общество, менталитет, ценности, культурная революция, образование, образованность, общество образования

Список литературы
  1. Ангелина П. Н. Люди колхозных полей // Октябрь. 1948. № 6. С. 86–148.
  2. Андреев А. Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 111–120.
  3. Андреев А. Л., Кузнецова Т. В. Общество, культура, политика в теоретическом наследии А.А. Богданова // Философия и общество. 2018. № 1. С. 5–17. DOI: 10.30884/jfio/2018.01.01.
  4. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян эпохи Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-традиция, 2001. 624 с.
  5. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века: социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999. 414 c.
  6. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: ИФРАН, 1996. 216 с.
  7. Ленин В. И. Государство и революция // Ленин В. И. ПСС. Т. 33. М.: Полит. лит-ра, 1974. С. 3–120.
  8. Ленин В. И. К вопросу о политике министерства народного просвещения // Ленин В. И. ПСС. Т. 23. М.: Полит. лит-ра, 1973. С. 127–135.
  9. Ленин В. И. XI съезд РКП(б). Политический отчет Центрального комитета РКП(б) // Ленин В. И. ПСС. Т. 45. М.: Полит. лит-ра, 1977. С. 69–118.
  10. Майнцер К. Сложносистемное мышление. Материя, разум, человечество. Новый синтез. М.: Либроком, 2009. 464 с.
  11. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования. М.: Политиздат, 1980. 446 с.
  12. Миронов Б. Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX и ХХ веках // Отечественная история. 1994. № 4-5. С. 111–125.
  13. Неклесса А. И. Интеллектуальный, творческий и мотивированный персонаж // Независимая газета. 21.02.2023.
  14. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: ВЦИОМ, 1993. 300 с.
  15. Троцкий Л. Д. Преданная революция: что такое СССР и куда он идёт? М.: RUGRAM, 2017. 172 с.
  16. UNESCO. Towards Knowledge Societies. Paris: UNESCO Publishing, 2005. 226 р.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1