«Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества Научная статьяАндреев А. Л. д.филос.н., проф., Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия sympathy_06@mail.ruORCID ID=0000-0003-1692-573XElibrary SPIN=5466-1444DOI: 10.19181/vis.2023.14.1.2EDN: POPCJZ«Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. С. 29-44Дата поступления статьи: 22.10.2022Рубрика: Трансформации российского общества в социологической ретроспективеСсылка для цитирования: Андреев А. Л. «Проблема Андропова»: к социологической характеристике советского общества // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 1. C. 29-44.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.1.2. EDN: POPCJZFor citation: Andreev A. L. "The Andropov problem": to a sociological characterisation of the Soviet society. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1. P. 29-44DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.1.2. EDN: POPCJZТекст статьиАннотацияТема статьи – проблема «понимания» советского общества, трактуемая, однако, не в русле так называемой «понимающей социологии», а с точки зрения «портретного» подхода к описанию конкретных социумов, позволяющего выявить их характерологические черты и особенности. На основе сформулированного Н. Бором принципа дополнительности рассматриваются методологические вопросы реализации такого подхода, преимущественно в плане интеграции дискурсов и языков описания социальной реальности. За отправную точку характерологической модели того или иного конкретного общества в статье предлагается взять доминантные для него мотивации и поддерживающие их социокультурные среды, в связи с чем вводится понятие мотивирующей среды социума. Социальная природа советского общества характеризуется на основе сопоставления материалов социологических исследований, статистических данных, оценок видных советских деятелей и суждений «простых советских людей», а также собственных наблюдений. Опираясь на анализ этих материалов, автор доказывает, что системообразующие мотивации советской повседневности – это буржуазные по своему характеру мотивации. В то же время на общем фоне буржуазной modernity советское общество выделялось особенными характерологическими чертами, преемственно связанными с социокультурными трендами последних десятилетий существования Российской империи и особенностями российской модели просветительской модернизации. В первую очередь это отношение к образованию и образованности, которые воспринимались у нас не как инструментальные, а как терминальные ценности. Прослеживая динамику интеллектуальных и духовных запросов российского общества на длинных исторических интервалах, автор рассматривает формирование такого отношения к образованию как культурную революцию. При этом в статье обосновывается принципиально новая трактовка культурной революции, согласно которой её начало предшествовало политическим революциям 1905 и 1917 гг. Отношение к образованию как к терминальной ценности в значительной мере определило логику внутренней эволюции советского общества, в ходе которой в СССР сложились специфические формы социальности, которые предлагается определять как общество образования.Ключевые словасоветское общество, менталитет, ценности, культурная революция, образование, образованность, общество образованияСписок литературы Ангелина П. Н. Люди колхозных полей // Октябрь. 1948. № 6. С. 86–148. Андреев А. Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 111–120. Андреев А. Л., Кузнецова Т. В. Общество, культура, политика в теоретическом наследии А.А. Богданова // Философия и общество. 2018. № 1. С. 5–17. DOI: 10.30884/jfio/2018.01.01. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян эпохи Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-традиция, 2001. 624 с. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века: социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999. 414 c. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: ИФРАН, 1996. 216 с. Ленин В. И. Государство и революция // Ленин В. И. ПСС. Т. 33. М.: Полит. лит-ра, 1974. С. 3–120. Ленин В. И. К вопросу о политике министерства народного просвещения // Ленин В. И. ПСС. Т. 23. М.: Полит. лит-ра, 1973. С. 127–135. Ленин В. И. XI съезд РКП(б). Политический отчет Центрального комитета РКП(б) // Ленин В. И. ПСС. Т. 45. М.: Полит. лит-ра, 1977. С. 69–118. Майнцер К. Сложносистемное мышление. Материя, разум, человечество. Новый синтез. М.: Либроком, 2009. 464 с. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования. М.: Политиздат, 1980. 446 с. Миронов Б. Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX и ХХ веках // Отечественная история. 1994. № 4-5. С. 111–125. Неклесса А. И. Интеллектуальный, творческий и мотивированный персонаж // Независимая газета. 21.02.2023. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: ВЦИОМ, 1993. 300 с. Троцкий Л. Д. Преданная революция: что такое СССР и куда он идёт? М.: RUGRAM, 2017. 172 с. UNESCO. Towards Knowledge Societies. Paris: UNESCO Publishing, 2005. 226 р. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 1