О применении методики «DAY AFTER RECALL» в измерении рейтингов радиовещания: опыт Республики Беларусь

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

О применении методики «DAY AFTER RECALL» в измерении рейтингов радиовещания: опыт Республики Беларусь

Научная статья

Посталовский А. В. к.соц.н., доц.,
Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь
postalnio@tut.by
ORCID ID=0000-0002-9595-3714


DOI: 10.19181/vis.2022.13.4.858
EDN: IFIJPP

О применении методики «DAY AFTER RECALL» в измерении рейтингов радиовещания: опыт Республики Беларусь
// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 4. С. 236-250

Дата поступления статьи: 17.12.2021
Рубрика: Современная белорусская социология

Ссылка для цитирования:
Посталовский А. В. О применении методики «DAY AFTER RECALL» в измерении рейтингов радиовещания: опыт Республики Беларусь // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 4. C. 236-250.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.4.858. EDN: IFIJPP

For citation:
Postalovsky A. V. On the application of the "DAY AFTER RECALL" methodology in measuring broadcasting ratings: the experience of the Republic of Belarus. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 4. P. 236-250
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.4.858. EDN: IFIJPP


Аннотация

 Данная статья посвящена теоретико-методологическим аспектам исследовательской практики измерения рейтингов радиостанций методом DAY AFTER RECALL (DAR). Этот метод применяется национальным измерителем (компания ЗАО «МедиаИзмеритель») в Республике Беларусь. В статье содержательно раскрыты основания методологического инструментария DAR, анализируются эвристический потенциал, возможности и ограничения данного метода измерения медиарейтингов. Также в статье раскрывается содержание основных метрик (медиапоказателей), которые используются в медиапланировании, описывается механизм формирования выборочной совокупности, применяемой в таких исследованиях. Автором проведён реферативный анализ социально-демографического профиля аудитории белорусского радио, выделены рейтинговые показатели (доля аудитории) радиостанций, вещающих в Республике Беларусь. На основании анализа реализации проекта измерения рейтингов белорусских радиостанций автор формулируется аргументированные выводы о преимуществах и ограничениях методики DAR.

В результате проведённого сопоставления различных методик автор приходит к выводу, что условного универсального, совершенного способа измерения рейтингов радиовещания не существует, поскольку каждая из активно используемых методик имеет свои достоинства и ограничения. Поэтому автор полагает, что при выборе исследовательских методов в такого рода работах на первый план выходят, прежде всего, материальные и организационные возможности исследовательской компании. Данная статья может быть весьма интересна медиа-маркетологам с точки зрения ознакомления с опытом белорусских коллег. Поскольку, по некоторым сведениям, в Республике Беларусь радио в целом более популярно, чем в РФ, то, возможно, белорусский опыт в этом отношении может в чём-то быть более богатым.

Ключевые слова

 социология, радио, рейтинги, медиаизмерения, DAY AFTER RECALL, радиостанции, аудитория

Список литературы

 

  1. Аверьянов О. В. Значение радио в становлении и развитии массовых коммуникаций // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2012. № 6(6). С. 154–157.
  2. Баранова Е. А. Влияние процесса медиаконвергенции на сокращение хронометража радиопередач и появление мини-рубрик // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 1. С. 96–101.
  3. Будков Д. В, Фотиева И. В. Динамика форм интерактивности в современной радиожурналистике // Медиаисследования. 2016. № 3. С. 122–129.
  4. Карев В. Ю., Сахарова И. Н. Современные тенденции развития радио в России // Петербургский экономический журнал. 2021. № 3. С. 74–84. DOI: 10.24412/2307-5368-2021-3-74-84
  5. Лебедева А. Л. Тенденции информационного радиовещания Беларуси в 1990-е гг. ХХ в. и на современном этапе // Труды БГТУ. 2019. Сер. 4. № 2. С. 45–50.
  6. Посталовский А. В. Методика DAY AFTER RECALL в медиаизмерении радиовещания // Веснiк Брэсцкага ўнiверсiтэта. Серыя 1. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. 2021. № 2. С. 114–119.
  7. Посталовский А. В. Национальное информационное поле в контексте вызовов и угроз современного мира: социологическое измерение. Минск: РИВШ, 2019. 236 с.
  8. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Минск, 2018. 180 с.
  9. Предпочтения белорусских радиослушателей [Электронный ресурс] // Інстытут сацыялогіі. URL: https://socio.bas-net.by/predpochtenie-belorusskih-radioslushatelej/ (дата обращения: 05.10.2021)
  10. Терещенко О. В., Терещенко М. С. Измерения аудитории СМИ: история становления // Социологический альманах. 2020. Вып. 11. С. 163–175.
  11. Шариков А. В. Государственное радиовещание в России: тренд на потерю влияния // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 439–458. DOI: 10.14515/monitoring.2019.2.20
  12. Щепилов К. В. Медиаисследования и медиапланирование. М.: РИП-холдинг, 2005. 144 с.

 


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 4