К вопросу о применении концепции научно-образовательного знания в социологии Научная статьяЗборовский Г. Е. д.соц.н., проф., Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.comORCID ID=0000-0001-8153-0561DOI: 10.19181/vis.2022.13.4.851EDN: PPBYPKК вопросу о применении концепции научно-образовательного знания в социологии// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 4. С. 94-114Дата поступления статьи: 18.07.2022Рубрика: Дискуссионная трибуна: теоретическая мысль и эмпирический поискСсылка для цитирования: Зборовский Г. Е. К вопросу о применении концепции научно-образовательного знания в социологии // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 4. C. 94-114.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.4.851. EDN: PPBYPKFor citation: Zborovsky G. E. To the question of applying the concept of scientific-educational knowledge in sociology. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 4. P. 94-114DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.4.851. EDN: PPBYPKТекст статьиАннотацияСтатья посвящена рассмотрению концепции научно-образовательного знания, мало разработанной в современной социологической науке. Предметом исследования является становление социологической концепции научно-образовательного знания, её основные характеристики и особенности взаимосвязи с отдельными видами знания, концепциями и отраслями социологической науки, их исследующими. Статья состоит из двух основных разделов – историко-социологического обзора исследований образовательного знания и обоснования концептуального единства образовательного и научно-образовательного знания. В первом разделе характеризуются социологические исследования знания, в том числе образовательного. В этом ключе рассматриваются концепции О. Конта, М. Шелера, К. Манхейма, П. Бергера и Т. Лукмана. Автор обращает внимание на особенности образовательного знания и его связь с образовательными практиками, раскрытые в современных теориях профессионального образования. Эти теории представлены в работах британских исследователей Дж. Ферлонга, Г. Уитти, М. Янга, Дж. Мюллера, Дж. Хордерна, созданных на стыке с социологией знания и социологией образования. Обзор ранее выполненных исследований образовательного знания позволил выявить в них важные аспекты преемственности с современными концепциями. Во второй части статьи проанализировано концептуальное единство образовательного и научно-образовательного знания. Выявлен основной понятийный ряд социологической концепции научно-образовательного знания, включающий понятия знания, образования, науки, образовательного знания, повседневного (обыденного) знания, социологического знания. В качестве центрального рассматривается понятие научно-образовательного знания. Среди отраслей социологии, для которых перечисленные понятия являются узловыми и выступают как категории, в статье рассмотрены социология знания, социология образования, социология науки, социология повседневности. Также в статье показано, что научно-образовательное знание формируется на стыке важнейших сфер деятельности: во-первых, научных исследований (научной работы), во-вторых, образования (учебной работы), в-третьих, производства, распространения и потребления особого типа знания, являющегося результатом взаимодействия субъектов науки и образования.Ключевые слованаучно-образовательное знание, образовательное знание, повседневное знание, социология знания, социология образования, социология науки, социология повседневности, профессиональное образование, сообщества ученых и научно-педагогических работников, студенчествоСписок литературы Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Университетское управление в зеркале западной социологии высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 5. С. 37–66. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-5-37-66 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 232 с. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. 862 с. Зборовский Г. Е. Знание и образование в социологии: теория и реальность. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. 484 с. Зборовский Г. Е. Научно-образовательное знание как знаниевая основа нелинейной модели высшего образования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 19–31. Зборовский Г. Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. 2012а. № 2. С. 12–20. Зборовский Г. Е. Социологическое знание и образование: проблемы взаимосвязи // Социологические исследования. 2012б. № 8. С. 41–48. Зборовский Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические исследования. 1997. № 2. С. 3–17. Зборовский Г. Е. Теоретическая социология XX – начала XXI века. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2007. 364 с. Конт О. Дух позитивной философии // Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 7–94. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с. Шелер М. Формы знания и общество. Сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С. 122–160. Furlong J. Education: an anatomy of the discipline. Rescuing the university project. London: Routledge, 2013. 248 p. Furlong J., Whitty G. Knowledge traditions in the study of education // Knowledge and the study of education: an international exploration / Eds. G. Whitty, J. Furlong. Didcot: Symposium, 2017. P. 13–60. Hordern J. Educational knowledge: traditions of inquiry, specialization and practice // Educators, Culture & Society. 2018. Vol. 26. No 4. DOI: 10.1080/14681366.2018.1428221 Hordern J. Bernstein’s sociology of knowledge and education(al) studies // Knowledge and the study of education: an international exploration / Eds. G. Whitty, J. Furlong. Didcot: Symposium, 2017. P. 191–210. Hordern J. Differentiating knowledge, differentiating (occupational) practice // Journal of Vocational Education and Training. 2016. Vol 68. No. 4. P. 453–469. DOI: 10.1080/13636820.2016.1234506 Merton R. K. Social Theory and Social Structure. N.Y.: Free Press, 1968. 702 p. Young M., Muller J. Curriculum and the specialization of knowledge. Abingdon: Routledge, 2016. 252 p. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 4