Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд Научная статьяМансуров В. А. д.филос.н., проф., Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия mansurov@isras.ruORCID ID=0000-0002-7915-4760Elibrary SPIN=6932-4482Ломбина Т. Н. к.псх.н., доц., АНО Культурно-образовательное объединение развития и воспитания дошкольников «Читайка», Москва, Россия lombina@mail.ruЮрченко О. В. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия olesya@mail.ruElibrary SPIN= >> DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.835EDN: JVDGMKПроблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 122-141Дата поступления статьи: 17.05.2022Рубрика: Система образования в меняющемся обществеСсылка для цитирования: Мансуров В. А., Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. C. 122-141.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.835. EDN: JVDGMKFor citation: Mansurov V. A., Lombina T. N., Yurchenko O. V. Problems of understanding the text by schoolchildren: a sociological view. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3. P. 122-141DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.835. EDN: JVDGMKТекст статьиАннотацияВ статье авторы рассматривают понимание как социальный и когнитивный феномен, анализируют условия его формирования в устной и письменной коммуникациях. Понимание текста – основополагающий элемент грамотности человека, так как без осмысления невозможно использовать информацию, размышлять и делать выводы, на основании которых можно достигать цели и участвовать в социальной жизни. В современном мире социализация строится на умении понимать информацию в разных форматах. Понимание текста зависит не только от технических навыков чтения и письма, но и от общего кругозора человека, его представлений о разных сферах жизни. Исследования, проведённые во время массового дистанционного обучения, показали, что перерыв в личной коммуникации учитель-ученик во время обучения негативно сказался и на навыках чтения школьников. Помимо регулярности, для эффективного чтения и понимания важны как социальные установки и ценностные взгляды родителей, так и когнитивный опыт ученика, уровень его речевого развития. Чтение рассматривается авторами не просто как набор когнитивных навыков, но и как социальное действие. Исследования показывают, что на читательские навыки и осмысление новых знаний школьниками влияют: социально-экономический статус семьи, установки и принципы, в ней принятые. В статье также показано, что длительное время, проводимое школьниками в Интернете, негативно влияет как на осмысление ими текстов, так и на эмпатию. Кроме того, анализируются проблемы интеграции личности в цифровую среду и влияния цифровизации на сознание и мышление. На фоне роста предпочтений досуга в Интернете происходит снижение значимости чтения для школьников. Увеличение школьной нагрузки также негативно влияет на интерес к чтению. Авторами высказывается гипотеза, что социальное расслоение между школьниками с разным уровнем грамотности можно уменьшить, используя раннее обучение смысловому чтению. Изучение указанной проблематики важно не только для педагогики и психологии, но и для социологии.Ключевые словачитательская грамотность, понимание текста, функциональная грамотность, смысловое чтение, обучение чтению, социология образования, психология образованияСписок литературы Spichtig A. N., Hiebert E. H., Vorstius C. et al. Decline of Comprehension-Based Silent Reading Efficiency in the United States: A Comparison of Current Data with Performance in 1960 // Reading Research Quarterly. 2016. Vol. 51. № 2. P. 239–259. DOI: 10.1002/rrq.137 Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284–300. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–151. OECD PISA 2018 Reading Framework // PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. 2019. OECD Publishing. Paris. DOI: 10.1787/5c07e4f1-en Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. Cunningham A. E., Stanovich K. E. Early reading acquisition and its relation to reading experience and ability 10 years later // Developmental Psychology. 1997. Vol. 33. No. 6. Р. 934–945. Willingham D. T. The Reading Mind: A Cognitive Approach to Understanding How the Mind Reads (ebook). Jossey-Bass ebook, 2017. 256 p. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 98–102. Кузьмина Ю. В., Попов Д. С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48−57. Cargan L., Ballantine J. M. A nation at risk: National Commission on excellence in education // Reading in sociology. 4th ed. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1987. P. 179–191. Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с. Domingue B. W., Hough H. J., Lang D., Yeatman J. Changing patterns of growth in oral reading fluency during the COVID-19 pandemic [Policy brief] // Policy Analysis for California Education. 2021. URL: https://edpolicyinca.org/publications/changing-patterns-growth-oral-reading-fluency-during-covid-19-pandemic (дата обращения: 15.08.2022). Добрякова М. С., Юрченко О. В., Сивак Е. В. Опыт дистанционного обучения и дефициты современной школы: позиции школьников и родителей // Мониторинг экономики образования. 2021. № 1. URL: https://www.hse.ru/data/2021/03/15/1399118825/release_11_2021.pdf (дата обращения: 15.08.2022). Wagner D. A. Literacy retention: Comparisons across age, time, and culture // Paris S. G., Wellman H. M. (eds) Global prospects for education: Development, culture, and schooling. 1998. Р. 229–251. DOI: 10.1037/10294-008 Яковлева А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр // Художественная культура. 2015. № 2. С. 197–228. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М.: ИП РАН, 2016. 488 с. Snow C. Reading for understanding: toward a research and development program in reading comprehension // Official site RAND. 2002. URL: https://www.videnomlaesning.dk/media/2526/reading-for-understanding.pdf (дата обращения: 15.08.2022). Willingham D. T., Lovette G. Can reading comprehension be taught? // Teachers College Record. 2014. ID Number 17701. Кузьмина Ю. В., Тюменева Ю. А. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик (по данным российской выборки PISA‑2009) // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 164−191. Морозова Н. Г. О понимании текста // Известия АПН РСФСР. Труды Института психологии. 1947. Вып. 7. С. 191–195. Горшков М. К., Крумм Р., Петухов В. В. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров. М.: Весь Мир, 2011. 328 с. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с. Темнова Л., Медникова М. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 19–23. DOI: 10.24158/tipor.2017.11.3 Hancox R. J., Milne B. J., Poulton R. Association of television viewing during childhood with poor educational achievement // Arch Pediatr. Adolesc. Med. 2005. Vol. 159. No. 7. Р. 614–618. DOI: 10.1001/archpedi.159.7.614 Zimmerman F. J., Christakis D. A. Associations between content types of early media exposure and subsequent attentional problems // Pediatrics. 2007. Vol. 120. No. 5. Р. 986–992. DOI: 10.1542/peds.2006-3322 Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Майорова-Щеглова С. А., Макеев П. Л. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования. М.: Лига юных журналистов, 2012. 99 с. ABCD study completes enrollment, announces opportunities for scientific engagement. URL: https://www.nih.gov/news-events/news-releases/abcd-study-completes-enrollment-announces-opportunities-scientific-engagement (дата обращения: 15.08.2022). Madigan S., Browne D., Racine N. et al. Association between screen time and children’s performance on a developmental screening test // JAMA Pediatr. 2019. Vol. 173. No. 3. Р. 244–250. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2018.5056 Безруких М. М. Дошкольник. Мифы и реалии // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8. № 4. С. 16–21. Загидуллина М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 115–123. Mckenna M. C., Kear D. J., Ellsworth R. A. Children's attitudes toward reading: A national survey // Reading Research Quarterly. 1995. Vol. 30. No. 4. Р. 934–956. Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников). Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2020. № 1 (29). С. 93–105. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7097 Кравцов А. О. Диалектика «сетевой личности» в современном образовательном пространстве // Образовательная динамика сетевой личности. 2019. С. 15–21. Orchard L. J., Fullwood C. Current perspectives on personality and internet use // Soc. Sci. Comput. Rev. 2010. Vol. 28. Р. 155–169. DOI: 10.1177/0894439309335115 Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2021. № 1 (37). С. 23–32. Sparrow B., Liu J., Wenger D. M. Google effects on memory: сognitive consequences of having information at our fingertips // Science. 2011. Vol. 333. No. 6043. P. 776–778. DOI: 10.1126/science.1207745 Valkenburg P. M., Peter J. Internet communication and its relation to well-being: identifying some underlying mechanisms // Media Psychology. 2007. Vol. 9. No. 1. Р. 43–58. DOI: 10.1080/15213260709336802 Yang C., Lee Y. Interactants and activities on Facebook, Instagram, and Twitter: associations between social media use and social adjustment to college // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24. No. 1. Р. 62–78. DOI: 10.1080/10888691.2018.1440233 Wolf M. Proust and the squid: the story and science of the reading brain. HarperCollins Publishers, 2007. 314 р. Нижегородцева Н. В., Волкова Т. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 257–262. Golan D., Barzillai M., Katzir T. The effect of presentation mode on children’s reading preferences, performance, and self-evaluations // Computers & Education. 2018. No. 126. Р. 346–358. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.08.001 Veenendaal N. J., Groen M. A., Verhoeven L. What oral text reading fluency can reveal about reading comprehension // Journal of Research in Reading. 2015. Vol. 38. No. 3. P. 213–225. DOI: 10.1111/1467–9817.1 Gambrell L., Marinak B. Reading motivation: what the research says // Reading Rockets. 2009. URL: http://www.readingrockets.org/article/readingmotivation-what-research-says (дата обращения: 15.08.2022). Pagan S., Sénéchal M. Involving Parents in a Summer Book Reading Program to Promote Reading Comprehension, Fluency, and Vocabulary in Grade 3 and Grade 5 Children // Canadian Journal of Education. 2014. Vol. 37. No. 2. P. 1–31. Eason S. H., Goldberg L. F., Young K. M. et al. Reader-text interactions: How differential text and question types influence cognitive skills needed for reading comprehension // Journal of Educational Psychology. 2012. Vol. 104. No. 3. P. 515–528. DOI: 10.1037/ a0027182 Адлер М. Как читать книги: руководство по чтению великих произведений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 335 с. Duke N. K., Caughlan S., Juzwik M., Martin N. Reading and writing genre with purpose in K-8 classrooms. Portsmouth, NH: Heinemann, 2012. 228 p. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3