Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования Научная статьяШаброва Н. В. к.соц.н., доц., Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия urfu-stu@mail.ruORCID ID=0000-0002-5694-1040DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.834EDN: IOOYLCИнституциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 142-161Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07016.Дата поступления статьи: 17.01.2022Рубрика: Система образования в меняющемся обществеСсылка для цитирования: Шаброва Н. В. Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. C. 142-161.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834. EDN: IOOYLCFor citation: Shabrova N. V. Institutional Opportunities and Practices for the Participation of American Parents in the School System. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3. P. 142-161DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834. EDN: IOOYLCТекст статьиАннотацияВ данной статье проанализированы институциональные возможности и практики участия родителей в системе школьного образования Соединённых Штатов Америки. Образование является сферой, в которой сегодня наиболее ярко проявляется гражданская субъектность родителей как в зарубежных странах, так и в России. Поэтому автор полагает, что опыт американских родителей, отражающий длительный и противоречивый процесс реализации принципов гражданского общества в сфере образовательных отношений, представляет интерес как в научном, так и в прикладном аспекте. Методологическим базисом исследования является концепция Д. Эпштейн. Автором изучено содержание нормативно-правовых документов, регулирующих участие американских родителей в образовании их детей-школьников; осуществлён вторичный анализ статистической информации и данных социологических исследований. Проведённое исследование показало: 1) зависимость институциональных возможностей реализации американскими родителями потребностей и интересов в сфере школьного образования от особенностей системы школьного образования региона (штата); 2) сохраняющееся неравенство в доступе к качественному школьному образованию у различных подобщностей американских родителей; 3) влияние социального неравенства американских родителей на возможности защиты детско-родительских прав и интересов в сфере школьного образования; 4) сложности в реализации партисипативной модели взаимодействия школы и американского родительского сообщества; 5) влияние экономических и социальных ресурсов американских родителей (дохода, времени, культурного и образовательного капитала) на характер их вовлечённости во внутришкольную жизнь детей; 6) кризис доверия американского родительского сообщества к массовым (национальным) родительским общественным организациям и выполняемым ими функциям. Делается вывод о том, что, несмотря на различия институционального ландшафта гражданской деятельности в США и России – как в целом, так и в сфере школьного образования, в обеих странах существуют схожие проблемы взаимодействия родителей и школы. В связи с этим автор приходит к выводу о важности учёта некоторых конструктивных практик, сложившихся в американском обществе, в деятельности родителей российских школьников.Ключевые словародительское сообщество, гражданское общество, институциональные возможности участия родителей в школьном образовании, практики социальной и гражданской активности родителейСписок литературы Белоусов К. Ю., Матюшкина М. Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 222–245. DOI: 10.32744/pse.2020.5.16 Власова Т. А., Макарова М. Н. Как родители включены во внутришкольные формы взаимодействия? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 2 (85). С. 74–87. Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70–83. DOI: 10.31857/S013216250012685-6 Кананыкина Е. С. История образовательного законодательства Америки // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 22. С. 190–245. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С.71–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92 Озорнина Н. Ю., Любицкая К. А., Бочавер А. А. К проблемам понятийного аппарата в исследованиях родительства в образовании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 42–65. DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.1997 Осипов А. М. Социология образования / Под ред. А. М. Осипова. М.: Издательство Юрайт, 2018. 367 с. Пол Р. Революция в школе. Новое решение для разрушенной системы образования. СПб.: Питер, 2015. 208 с. Потехина И. П., Михалева М. Н. Родители о качестве школьного образования: динамика мнений // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. Выпуск 2. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. 448 с. Рогач О. В., Фролова Е. В., Рябова Т. М. Модернизация школьного образования в оценках родительской общественности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4(40). С. 183–193. DOI: 10.32744/pse.2019.4.15 Свешникова О. Российские родители: новое в поведении и мировосприятии // Pro et Contra. 2010. Январь–апрель. С. 61–77. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227–239. DOI: 10.32744/pse.2019.3.17 Шимутина Е. Н., Иванов И. Ю. Исследование вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте повышения эффективности управления образованием // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2017. № 4 (14). С. 8–20. Шпаковская Л. Л. Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 2. С. 211–224. Эрлих О. В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях // Человек и образование. 2017. №2(51). С. 34–37. Ball S. J., Bowe R., Gewirtz S. Circuits of Schooling: A Sociological Exploration of Parental Choice of School in Social Class Contexts // The Sociological Review. 1995. Vol. 43. Iss. 1. P. 52–78. Bowe R., Gewirtz S., Ball S.J. Captured by the Discourse? Issues and concerns in researching "parental choice" // British Journal of Sociology of Education. 1994. Vol. 15. No. 1. P. 63–78. DOI: 10.1080/0142569940150104 Cucchiara M. B., Horvat E. M. Perils and Promises: Middle-Class Parental Involvement in Urban Schools // American Educational Research Journal. 2009. Vol. 46. No. 4. P. 974–1004. DOI: 10.3102/0002831209345791 Derrick-Lewis S. M. Parental Involvement Typologies as Related to Student Achievement. Electronic Theses and Dissertations. 2001. Paper 71. URL: http://dc.etsu.edu/etd/71 (дата обращения: 20.11.2020). Epstein J. L., Salinas K. C. Partnering with Families and Communities // Education Leadership. 2004. Vol. 61. No. 8. P. 12–18. Evans Sh. А. When Schools Choose: Evaluation and Educational Inequality // The Sociological Quarterly. 2020. Vol. 61. No. 4. P. 727–747. DOI: 10.1080/00380253.2019.1711248 Holme J. J. Buying Homes, Buying Schools: School Choice and the Social Construction of School Quality // Harvard Educational Review. 2002. Vol. 72. No. 2. P. 177–206. DOI: 10.17763/HAER.72.2.U6272X676823788R Lareau A., Muñoz V. L. “You’re Not Going to Call the Shots”: Structural Conflicts between the Principal and the PTO at a Suburban Public Elementary School // Sociology of Education. 2012. Vol. 85. Iss. 3. P. 201–218. DOI: 10.1177/0038040711435855 Murray B., Domina T., Petts A., Renzulli L., Boylan R. “We’re in This Together”: Bridging and Bonding Social Capital in Elementary School PTOs // American Educational Research Journal. 2020. Vol. 57. No. 5. P. 2210–2244. DOI: 10.3102/0002831220908848 Murray B., Domina T., Renzulli L., Boylan R. Civil society goes to school: Parent-teacher associations and the equality of educational opportunity // RSF: The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. 2019. Vol. 5. No. 3. P. 41–63. DOI: 10.7758/RSF.2019.5.3.03 Posey-Maddox L., Haley-Lock A. One Size Does Not Fit All: Understanding Parent Engagement in the Contexts of Work, Family, and Public Schooling // Urban Education. 2020. Vol. 55. Iss. 5. P. 671–698. DOI: 10.1177/0042085916660348 Schroeder S., Currin E. & McCardle T. Mother tongues: the Opt Out movement’s vocal response to patriarchal, neoliberal education reform // Gender and Education. 2018. Vol. 30. Iss. 8. P. 1001–1018. DOI: 10.1080/09540253.2016.1270422 Sohoni D., Saporito S. Mapping School Segregation: Using GIS to Explore Racial Segregation between Schools and their Corresponding Attendance Areas // American Journal of Education. 2009. Vol. 115. No. 4. P. 569–600. DOI: 10.1086/599782 Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3