Приватность в сети и цифровая покорность: исследование аудитории интернета Научная статьяНазаров М. М. д.полит.н. Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия vy175867@yandex.ruORCID ID=0000-0002-9099-981XElibrary SPIN=2262-8074DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.832EDN: WVMOVVПриватность в сети и цифровая покорность: исследование аудитории интернета// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 87-107Дата поступления статьи: 24.03.2022Рубрика: Гражданская активность и права человека в условиях цифровизацииСсылка для цитирования: Назаров М. М. Приватность в сети и цифровая покорность: исследование аудитории интернета // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. C. 87-107.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.832. EDN: WVMOVVFor citation: Nazarov M. M. Online Privacy and Digital Submissiveness: A Study of the Internet Audience. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3. P. 87-107DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.832. EDN: WVMOVVТекст статьиАннотацияТехнологическая природа интернета предопределяет прозрачность многих практик поведения в сети и актуализирует проблематику приватности в онлайн-среде. В работе приводятся результаты анализа отношения к онлайн-приватности в российском обществе. Эмпирическую основу составляют данные исследования, проведенного в Москве в 2021 г. Показано, что в практику российской аудитории интернета широко вошли действия, связанные с оставлением персональных данных в сети. Большинство респондентов (84%) разделяют представления о том, что доступ к их персональным данным, их обработка и использование должны осуществляться на основе согласия пользователей. Подобные установки сочетаются с низкой информированностью о сути использования персональных данных, а также с опытом их нелегитимного использования со стороны третьих лиц. По всей видимости, эти обстоятельства стали основанием того, что более 60% опрошенных указали на свою озабоченность вопросами безопасности в сфере онлайн-приватности. Приватность в цифровой среде испытывает влияние технологической эволюции медиа, с одной стороны, и политико-экономических и социокультурных факторов их использования – с другой. В этой связи на российской эмпирической базе были верифицированы известные в мировой литературе теоретико-прикладные концепции парадокса цифровой приватности и цифровой покорности. Выявлено противоречие между широким распространением обеспокоенности конфиденциальностью персональных данных и невысокими усилиями по обеспечению их защиты. В группе обеспокоенных безопасностью персональных данных 30% пользователей в своем реальном поведении онлайн не предпринимало никаких шагов в этом направлении. В рамках исследования зафиксированы проявления феномена цифровой покорности, сопряженного с установкой на «неизбежность» принятия новых координат приватности, которые несет с собой мир интернета. Отсутствие действий по защите персональных данных (при общей обеспокоенности этим вопросом) оказывается сопряженным с неверием в защиту онлайн-приватности. В целом по массиву 40% респондентов были согласны с тем, что «слишком поздно защищать персональные данные, вся информация обо мне уже есть в интернете». С помощью регрессионного анализа определены индикаторы, коррелирующие с такими оценками. Результаты работы могут быть использованы при выработке оптимальных решений по обеспечению безопасности персональных данных – области, где на сегодня сталкиваются интересы личности, общества, бизнеса, государства.Ключевые словаприватность онлайн, персональные данные, интернет, частное и публичное, медиа, конфиденциальность, парадокс приватности, цифровая покорностьСписок литературы Бауман З. Свобода / Пер. с англ. Г. Дашевского. М.: Новое изд-во, 2021. 204 с. Заякин А. М., Комаров С. В. Эффект медиации: бытие между публичностью и приватностью // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 8 (430). Философские науки. Вып. 53. С. 35–43. DOI: 10.24411/1994-2796-2019-10806 Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. III. 692 с. Орлов М. О., Шаткин М. А. Приватность в условиях цифровизации // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 15–25. DOI: 10.31857/S013216250004583-4 Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества / Пер. с нем. В. В. Иванова. М.: Весь Мир, 2016. 344 с. Чеснокова Л. В. Индивидуализированное общество как социокультурный фундамент приватности // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 3. Ч. 2. С. 375–379. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.3.2-375-389 Bagger C. An organisational cultivation of digital resignation? Enterprise social media, privacy, and autonomy // Nordicom Review. 2021.Vol. 42. No. 4. P. 185–198. DOI: 10.2478/nor-2021-0049 Bauman Z. Privacy, Secrecy, Intimacy, Human Bonds, Utopia – and Other Collateral Casualties of Liquid Modernity // Modern Privacy. Shifting Boundaries, New Forms / Ed. by H. Blatterer, P. Johnson, M. R. Markus. London: Palgrave, 2010. P. 7–22. Couldry N., Mejias U. The Costs of Connection: How Data Is Colonizing Human Life and Appropriating it for Capitalism. Stanford, California: Stanford University Press, 2019. 323 p. Draper N. From privacy pragmatist to privacy resigned: challenging narratives of rational choice in digital privacy debates // Policy & Internet. 2017. Vol. 9. No. 2. P. 232–251. DOI: 10.1002/POI3.1423333 Draper N., Turow J. The corporate cultivation of digital resignation // New media & society. 2019. Vol. 21. No. 8. P. 1824–1839. DOI: 10.1177/1461444819833331 Fuchs C. Social Media. A Critical Introduction. London: Sage, 2014. 293 р. Kokolakis S. Privacy attitudes and privacy behaviour: a review of current research on the privacy paradox phenomenon // Computers & Security. 2017. Vol. 64. P. 122–134. DOI: 10.1016/j.cose.2015.07.002 Marx G. T. Privacy. The Blackwell Encyclopedia of Sociology. 2007. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/9781405165518 (дата обращения: 25.11.2021). Westin A. F. Privacy and Freedom. New York: Atheneum, 1967. 487 p. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3