Объективные и субъективные характеристики успеха постсоветской молодёжи Научная статьяВозьмитель А. А. д.соц.н., ст.н.с., Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия vozmitel@isras.ruORCID ID=0000-0003-0472-0550Elibrary SPIN=4399-7650DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.751Объективные и субъективные характеристики успеха постсоветской молодёжи// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. С. 67-86Дата поступления статьи: 08.10.2021Рубрика: Современная молодёжь: активность и ответственностьСсылка для цитирования: Возьмитель А. А. Объективные и субъективные характеристики успеха постсоветской молодёжи // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. C. 67-86.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.751For citation: Vozmitel A. A. Objective and subjective characteristics of the success of post-Soviet youth. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 4. P. 67-86DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.751Текст статьиАннотацияФеномену «успех» посвящены многие работы философов, психологов и социологов, исследующих это понятие, а также этику успеха и стремление к нему в разных социальных группах. Однако достижение успеха как особый вид деятельности, формирующийся в современной России, остаётся в основном за рамками эмпирического анализа. В данной статье рассмотрен генезис понятия «успех» от античности до наших дней, даётся его определение в качестве предмета эмпирического исследования. Основой исследования послужил опрос, проведённый при участии автора среди молодых москвичей (25–30 лет). Эта возрастная группа избрана потому, что наиболее интересной для социологического анализа представляется поколенческая когорта, выросшая и сформировавшаяся в годы либеральной реформации, в государстве и обществе, отличающихся от государства и общества советского типа. В этой возрастной группе наиболее интересны личности, уже имеющие жизненный опыт и реализующие эффективные жизненные стратегии. Потому для анализа была отобрана группа москвичей в возрасте 25–30 лет, оценивающих себя как людей состоявшихся, успешных. Анализ релевантных социальных и социально-психологических признаков группы респондентов, определяющих себя как «успешных» проводится в сравнении с группой «неудачников». Компаративный анализ показал, что эти группы реализуют две жизненные программы: выживания и успеха, детерминированные статусными (образование, должность, доход) и социально-психологическими характеристиками (отношением к труду, способами отбора и постановки целей, уровнем их реализации, типом рациональности). В каждой из этих программ прослеживается своя поведенческая логика. Так, низкая трудовая мотивация и активность «неудачников», их невысокий производственный статус и весьма ограниченные материальные возможности, обрекая их на выживание, образуют модель социальной дезадаптации, препятствующую здоровому развитию экономики и общества. Напротив, жизненный успех основан на высокой личной и материальной заинтересованности в своей работе, на самоотдаче в труде и финансовой независимости. Не менее важную роль играют здесь и личностные способы достижения успеха: уверенность в себе, оптимистичность; умение ставить перед собой простые и ясные цели, проявлять упорство и настойчивость в их реализации. При этом выявлено, что успешные молодые москвичи остаются людьми, способными соотносить свои и чужие интересы, когда человек воспринимает своё бытие неотчуждённым от бытия других людей. Это новый социально-культурный тип, сочетающий в себе не очень совместимые в недавнем прошлом черты социального характера, реализующий этически и социально безопасную модель жизненного успеха.Ключевые словауспех, молодёжь, самодостаточность, успешность, качество жизни, ценности, активность Список литературы Асмолов А. Г. О моделях успеха в эволюции цивилизации // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Выпуск 8: Новое поколение выбирает успех. Тюмень–Москва, 1996. С. 9–16. Бабинцев В. П., Реутов Е. В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы культурной рефлексии // Социологические исследования. 2010. №1. С. 109–115. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: «Логос», 2005. 390 с. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: перевод с немецкого / Сост., общ. ред., послесл. Ю. Н. Давыдов. Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. Горшков М. К., Комиссаров С. А. Ревальвация культуры и задачи социологии // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 17. М.: Новый хронограф, 2019. С. 104–119. DOI 10.19181/ezheg.2019 Горшков М. К., Седова Н. Н. Самодостаточные россияне и их жизненные приоритеты // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 4–16. Гусельцева Н. Ц., Асмолов А. Г. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2020. № 2. С. 14–23. DOI: 10.33065/2307-1052-2020-2-32-14-23 Давыдова М. А. Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования) // Социологический анализ культуры российского общества второй половины XX – начало XXI вв. СПб.: Интерсоцис, 2008. С. 202–206. Дворецкая М. Я., Лощакова А. Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях// Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 1–11. Зарубина Н. Н. Бизнес в зеркале русской культуры. М.: Анкил, 2004. 306 с. Караханян Е. В. Понятие успеха в российской культуре // Вестник Башкирского университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. 2008. Т. 13. № 2. С 362–365. Книга Екклесиаста или Проповедника // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейские общества, 1995. С. 618–625. Кравченко Н. Ю. Цивилизационная обусловленность гражданской идентичности // Социальная наука и социальная практика. 2014. №4 (8). С. 87–104. Лапин Н. И. Базовые ценности россиян. Социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы. М.: Гнозис, 2003. 448 с. Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и её регионов // Социологические исследования. 2010. №1 (309). С 28–36. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблемы поколений – состязательность – экономические амбиции / Перевод Е. Я. Додина. М.: ИНИОН РАН, 2010. 162 с. Маршак А. Л. Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. 2015. №8. С. 157–160. Мчедлова М. М., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г., Кофанова Е. Н. Роль религиозного фактора в социальной адаптации в России // Россия реформирующаяся: Ежегодник [сборник научных статей] / Отв. ред. М. К. Горшков; ИС РАН. М.: Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 468–495. От Матфея святое благововествование // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейские общества, 1995. С. 1011–1053. Притчи Соломона // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейские общества, 1995. С. 596–618. Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. №1. С. 41–48. Российское общество и вызовы времени. Книга третья / Под ред. М .К. Горшкова. М.: Весь мир, 2016. 424 с. Согомонов А. Ю. Генеалогия успеха и неудач. Серия: Библиотека Центра социологического образования. М.: Солтэкс, 2005. 384 с. Темницкий А. Л. Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России // Вестник Института социологии. 2018. № 3. С. 122–142. DOI: 10.19181/vis.2018.26.3.529 Тульчинский Г. Л. Неудача как стратегия успеха // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып.8. Новое поколение выбирает успех? / Под ред. В. И. Бакштановского, В. А. Чурилова. Тюмень–Москва: Издание Центра прикладной этики и Финансово-Инвестиционной корпорации «Югра», 1996. С. 28–32. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. Т. 7: Статьи 1860–1861 годов. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. 1082 с. Этика Успеха // Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. Вып. 1. Тюмень–Москва: Издание Центра прикладной этики Тюменского научного центра СО РАН, 1994. 89 с. Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся / Под. ред. Л. М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. С. 349–363. Fukuyama F. Trust: the Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.Y.: Penguin, 1996. 457 p. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 4