Бюджет времени студенческой молодёжи и её адаптация к учебной деятельности Научная статьяБольшакова О. А. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия patruhev@isras.ruORCID ID=0000-0003-2501-6001Elibrary SPIN=8415-8760Караханова Т. М. к.э.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия patruhev@isras.ruORCID ID=0000-0002-6497-9188Elibrary SPIN=7189-1167DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.740Бюджет времени студенческой молодёжи и её адаптация к учебной деятельности// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. С. 120-144Дата поступления статьи: 07.08.2021Скачиваний статьи: 123Рубрика: Социальная адаптация в экономике и образованиии: российская спецификаСсылка для цитирования: Большакова О. А., Караханова Т. М. Бюджет времени студенческой молодёжи и её адаптация к учебной деятельности // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. C. 120-144.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.740For citation: Bolshakova O. A., Karakhanova T. M. The student time-budget and their adaptation to educational activities. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 120-144DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.740Текст статьиАннотацияВ статье рассматривается общая картина использования студентами вузов своего фонда времени, его структурирование, а также динамика показателей времени, относящихся к основным сферам повседневной деятельности учащихся за 2002–20 гг. Особое внимание уделено учебной деятельности как статусообразующей для студентов очной формы обучения. Опрос студентов вузов Москвы, Омска и Пскова проведён в марте 2019–январе 2020 гг. сектором изучения повседневной деятельности и бюджета времени ИС ФНИСЦ РАН в рамках мониторингового комплексного исследования «Повседневная деятельность городского населения: бюджет времени, ценности, социальная адаптация». Реальное поведение студентов анализировалось в комплексе с анализом мотивации к получению высшего образования, адаптивных возможностей участия в учебной деятельности и успешности профессиональной социализации учащихся. Выявлено, что доминирующий мотив получения высшего образования – «необходимость иметь диплом о высшем образовании для устройства на хорошую работу» – не только сохранил (за период 2002–20 гг.) своё доминирование и значительный «отрыв» от значимости других мотивов, но его важность даже повысилась. Сохранилась в целом и конфигурация образовательной мотивации. Изменения в ресурсных временны́х возможностях наименее всего затронули сегмент повседневной деятельности, относящийся к общей трудовой нагрузке (учебное время, оплачиваемый труд, неоплачиваемый труд). Более существенно учебное время студентов сократилось у женщин (у мужчин – много меньше). Снизился объём времени, расходуемого на физическое восстановление учащихся, однако значительно расширилось пространство для занятий в свободное время. Показано, что типы ценностной ориентации студентов в отношении учебной деятельности имеют связь с объёмом, структурой учебного времени и другими показателями. Показатели адаптивных возможностей учащихся для осуществления учебной деятельности связаны со степенью подготовленности студентов к учёбе в вузе. Выявлено, что времязатраты на всю учебную деятельность и её структура в 2019–20 гг. отличаются худшими характеристиками как по сравнению с 1920 г., так и в сопоставлении с другими периодами (рассматривался в динамике период 1920–2020 гг.).Ключевые словабюджет времени студента вуза, учебная деятельность, мотивы поступления в вуз, ценность учёбы, адаптация к учёбе в вузеСписок литературы Ананичева С. Р. Профессиональная социализация студенческой молодежи (на примере г. Хабаровска) // Социология. 2019. №2. С. 178–187. Дрожжина Н. А., Максименко Л. В. Организация питания студентов // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2013. № 1. С. 112–118. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. С. 126–149 DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.620 Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. 2019. Т. 28. № 2. С. 98–124. DOI: 10.17323/1811-038Х-2019-28-2-98-124 Ионина M. Б., Денисов Ю. П. Перспективы развития кадрового потенциала в условиях парадигмы цифровой экономики на примере Омской области // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2019. Т. 17. № 2. С. 157–167. DOI 10.25513/1812-3988.2019.17(2).157-167 Каргопольцева Н. А. Социализация и воспитание студентов вуза // Вестник ОГУ. 2002. № 2. С. 80–85. Леонавичюс Ю. И. Проблемы совершенствования использования учебного и внеучебного фонда времени студентов вузов / Дис. … д-ра филос. наук. М.: ИСИ АН СССР, 1984. 465 с. Макарова С. Н. Успешная профессиональная социализация: Основные подходы к исследованию // Вестник Челябинского госуниверситета. 2007. № 17. С. 145–155. Повседневная деятельность городских жителей в годы реформ: бюджет времени, ценности, тенденции (1986–2008) / Под общ. ред. Т. М. Карахановой. М.: Институт социологии РАН, 2010. 344 с. Сазонов Б. А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 3–21. Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 91–101. DOI: 10.31857/S013216250000764-3 Шеметова Е. В., Фоминых И. Л. Рациональное питание и учеба в вузе: как сохранить здоровье студентов? (на примере питания студентов ВГУЭС) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 315–318. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3