Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах

Научная статья

Ярмак О. В. д.соц.н.
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
olga_yarmak@inbox.ru
ORCID ID=0000-0002-5025-9112
Elibrary SPIN=8215-7744
Большакова М. Г. к.п.н.
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
marie-mary@yandex.ru
ORCID ID=0000-0001-9757-0162
Шкайдерова Т. В. к.фил.н. , доц.,
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
romy@mail.ru
ORCID ID=0000-0001-5370-4237
Маранчак А. Г.
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия; Институт общественных наук и международных отношений, Севастополь, Россия
amaranchak@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-0421-8675
DOI: 10.19181/vis.2021.12.1.703
Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. С. 136-152

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №20-011-31565 «Социологическое измерение межнационального и межрелигиозного согласия в Республике Крым и Севастополе при использовании полумарковских процессов и агентного моделирования».

Дата поступления статьи: 22.09.2020
Скачиваний статьи: 875
Рубрика: Социальные коммуникации в условиях «цифровой экспансии»

Ссылка для цитирования:
Ярмак О. В., Большакова М. Г., Шкайдерова Т. В., Маранчак А. Г. Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. C. 136-152.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.703

For citation:
Yarmak O. V., Bolshakova M. G., Shkayderova T. V., Maranchak A. G. Social communication paradoxes in post-conflict societies. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 136-152
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.703

Аннотация

Актуальность исследования постконфликтных обществ продиктована тем, что в цифровую эпоху эффективное силовое решение должно подкрепляться участием в формировании информационной повестки и управлением информационными потоками. Кейсы цветных революций позволяют говорить о коммуникации как о факторе формирования неконвенциональных социальных установок. Результаты социальной медиааналитики информационных потоков на Украине и на территории Крыма, осуществлённой авторами, показали, что на кризисных условиях в социуме формируются коммуникативные сети, которые создаются с использованием и благодаря внешнему влиянию. Информационные потоки постконфликтного общества формируются не только из реальных событий повседневности и существующей социально-политической ситуации, а ориентируясь на ряд тематик и дискурсов, которые должны присутствовать в медийном поле в обязательном порядке. Они выступают информационными триггерами, системными пусковыми элементами, формирующими различное протекание потоков, которые были дифференцированы авторами как одно- и мультиволновые. Анализ выявленных потоков, представляющих коммуникативные сетевые конструкции, свидетельствует о различном генезисе их возникновения и функционирования, но определяющим в этом процессе является геополитический запрос на формирование медиатреков. Информационные потоки постконфликтных обществ выступают коммуникативно-политическими структурами, имеющими двойную природу: изначально несут идеи открытого и демократического общества, но затем формируют конфликтные ситуации в гражданском и медийном полях.

Ключевые слова

социальные медиа, большие данные, информационный поток, Республика Крым, Украина

Список литературы

 

  1. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Модели влияния в социальных сетях // The Web portal Research Gate. URL: https:// www.researchgate.net/profile/Dmitry_Novikov5/publication/274390365_ Modeli_vliania_v_socialnyh_setah/links/55900ad908ae15962d8c3dd9/ Modeli-vliania-v-socialnyh-setah.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
  2. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2016. 563 с.
  3. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 494–505.
  4. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2015. 312 с.
  5. Тоффлер Э. Третья волна. M.: ACT. 2004. 140 с.
  6. Borgattia S. P., Everettb M. G. A Graph-theoretic perspective on centrality 2006 // The Web portal Research Gate. URL: https://www. researchgate.net/publication/222405203_A_Graph-Theoretic_Perspective_ on_Centrality (дата обращения: 10.03.2021).
  7. Granovetter M. Networks and Organizations: Structure, Form, and Action. Harvard Business School. 1992. 217 p.
  8. Kuikka V. Influence spreading model used to analyse social networks and detect sub-communities. 2018 // Springer Web portal. URL: https://computationalsocialnetworks.springeropen.com/articles/10.1186/ s40649-018-0060-z (дата обращения: 10.03.2021).
  9. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill, 1964. 318 p. ISBN 81-14-67535-7
  10. Nickerson D. W. Is Voting Contagious? Evidence from Two Field Experiments // American Political Science Review. 2008. Vol. 102. P. 49–57
  11. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence. Public Opinion: Our Social Skin. Chicago; L.: University of Chicago Press, 1984.
  12. Wang H., Wang F., Xu K. Modeling Information Diffusion in Online Social Networks with Partial Differential Equations. 2020 // Springer Web portal. URL: https://www.springer.com/gp/book/9783030388508 (дата обращения: 10.03.2021).

 


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 1