Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетов и кафедр Редакторская заметкаОкольская Л. А., к.соц.н. ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, okoli@yandex.ruORCID ID=0000-0001-5142-4215Elibrary SPIN=1632-4704Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетов и кафедр// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 296-327Скачиваний статьи: 653Рубрика: Образование в РоссииСсылка для цитирования: Окольская Л. А. Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетов и кафедр // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 296-327.For citation: Okolskaya L. A. Values and norms of the sociological profession on the websites of faculties and departments. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 296-327Текст статьи.АннотацияВ статье проводится анализ обращений к абитуриентам и студентам социологической специальности на сайтах 111 российских вузов. Эти обращения рассматриваются как репрезентативный фрагмент профессионального дискурса вузовской социологии. Эмпирической базой исследования являются веб-сайты российских вузов, перечисленные в открытом каталоге федерального портала «Российское образование» (www.edu.ru). Данные портала позволили сделать количественные оценки приёма студентов на обучение социологическим специальностям в 2009 г., а также собрать информацию о вузах и социологических подразделениях в иных учреждениях. Проанализированы представления преподавателей о миссии социологии как науки и профессии, о профессиональных ценностях и нормах, а также о сферах приложения социологического образования. Выделены массовые и немассовые ценностные установки, характерные для профессионального сообщества социологов. Исследование позволяет составить представление о ценностной атмосфере в вузовской социологии как крупном сегменте профессионального сообщества. Массовый образовательный дискурс предлагает абитуриентам и студентам набор карьерных целей, подразумевающих уход из специальности. Однако усилия и жертвы, необходимые для достижения этих целей, практически не обсуждаются. Напротив, учебный процесс представляется как удовольствие, приятное времяпрепровождение в компании весёлых сверстников. Особенность массового дискурса состоит ещё и в том, что он не предъявляет абитуриентам нормы, регулирующие профессиональную деятельность. Немассовый дискурс формулирует ряд ценностей и нормативных ограничений, в нескольких случаях – в виде целого свода правил, которыми должен руководствоваться социолог в профессиональной деятельности. Среди этих ценностей – ответственность, стремление к поиску истины и к получению достоверных результатов исследований, честность, беспристрастность и непредвзятость. Предъявляются конфликтные модели поведения, связанные с открытой критикой и проявлениями гражданского мужества. Немассовому дискурсу свойственно ощущение высокой общественной значимости социологической профессии и гордость по отношению к ней. Он, несомненно, более эффективен для профессиональной социализации студентов и способствует принятию идентичности социолога.Ключевые словасоциология образования, профессиональное образование, социологическая специальность, ценности, этика, социализация, молодежь, дискурс-анализ.Список литературы1. Костюхина М. С. Учебники для взрослых: мир в картинках // Учебный текст в советской школе. Сб. ст. / Сост. С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб.: М.: Институт логики, когнитологии и развитиия личности, 2008. С. 180–215. 2. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Леонова А. С. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 1 (69). С. 35–55. 3. Осадчая Г. И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества // Социологические исследования. 2009. № 2. C. 102. 4. Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е гг. − настоящее время) // Социологические исследования. 2008. № 12. C. 14−24. 5. Образование в России – 2008. Статистический бюллетень. М.: МГУПИ, 2009. 6. Родовая травма российской социологии. Интервью с Воронковым В. М. / Интервью провела Демина Н. В. // Полит.ру. 08.05.2007 [online]. URL: http://www.polit.ru/science/2007/05/08/voronkov.html [Дата посещения: 27.09.2010]. 7. Константиновский Д. Л., Овсянников А. А., Покровский Н. Е. Тенденции развития социологии и социологического образования в России // Мир России. 2005. № 1. С. 89–119. 8. Greenwood E. Attributes of a profession // Social Work. 1957. Vol. 2. P. 45–55. 9. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / Сост., науч. ред., текст. комм. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2005. 10. Goode W. J. Community within a community: the professions // American Sociological Review. 1957. Vol. XXII. P. 194–200. 11. Merton R. K. Social structure and anomie // American Sociological Review. 1938. Vol. 3, № 5. P. 672–682. 12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Пер. С. Меленевской и Д. Викторовой. СПб.: Питер Пресс, 1997. 13. Кузьминов Я. И. Капитализация личности. Состояние и перспектива российских университетов // Пермский экономический форум. 2010. URL: http://www.hse.ru/video/23462222.html [Дата посещения: 24.10.2010]. 14. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735. 15. Магун В. С. Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (93). С. 33–58. 16. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г., Шмерлина И. А. Ценность высшего образования. Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. Опрос фонда «Общественное мнение» // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 187–237. 17. Паутова Л. А. Профессия в вопросах и ответах: Социология // Портал «Экономика. Социология. Менеджмент». 2010. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/text/33309477.html [Дата посещения: 13.10.2010]. 18. Батыгин Г. С. Три типа социологического дискурса: исторический очерк // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 2. С. 245−263. 19. Магун В. С., Энговатов М. В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи (1985‑2005 годы) // Отечественные записки. 2006. № 3. С. 76–96. 20. Левада Ю. А. «Человек ограниченный»: уровни и рамки притязаний // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 4. 21. Окольская Л. А., Комогорцева М. В. Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах // Социологический журнал. 2010. № 2. С. 68–91. 22. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Социология и власть: эпизоды советской истории // Тоталитаризм и посттоталитаризм (Статьи и подготовительные материалы). Кн. 2. М.: ИС РАН, 1994. С. 174–201. 23. Костер Ш. де. Легенда об Уленшпигеле. М.: Правда, 1983. 24. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. Гл. XIV. 25. Lerner M. J. The belief in a just world a fundamental delusion. NY: Plenum Press, 1980.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1