Производственная практика в университете как стратегия трудоустройства молодёжи Научная статьяБирюкова А. В. к.соц.н. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия allabir07@mail.ruORCID ID=0000-0001-8168-830XDOI: 10.19181/vis.2020.11.3.663Производственная практика в университете как стратегия трудоустройства молодёжи// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 3. С. 61-77Дата поступления статьи: 12.05.2020Скачиваний статьи: 231Рубрика: Социология молодежи: образование и образ будущегоСсылка для цитирования: Бирюкова А. В. Производственная практика в университете как стратегия трудоустройства молодёжи // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 3. C. 61-77.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.3.663For citation: Practical training in universities as a strategy for employing youth. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 3. P. 61-77DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.3.663Текст статьиАннотацияВ статье представлены результаты исследования вовлечения студенческой молодёжи в производственную практику как способа дальнейшего трудоустройства. Автор опирается на работы российских социологов, анализирующих проблемы трудоустройства, стратегии поиска работы, образовательные траектории молодёжи. Цель статьи заключается в рассмотрении процессов прохождения производственной практики студентами, выявлении ожиданий от практики, трудностей при взаимодействии с работодателями, а также в формулировании методических рекомендаций для организации производственной практики в вузе. С целью изучения мнения студентов об особенностях прохождения производственной практики было проведено два этапа интервью. Всего было опрошено 43 студента. Первый этап интервью состоялся в 2018 г. до прохождения практики, в котором было выявлено, что респонденты ожидают от практики обучения и трудоустройства. Второй этап интервью был осуществлён после прохождения производственной практики в 2019 г. Автором было установлено, что требования студентов возросли, они ожидают от практики обучения новым навыкам, внимания со стороны работодателей, а также материального вознаграждения. В ходе интервьюирования были выявлены следующие стратегии: трудоустройство, образовательная, карьерная, компенсационная, личностного развития, стратегия ожидания; в два блока стратегий прохождения производственной практики объединены активная и пассивная стратегии. Студенты высказались о тех трудностях, с которыми они столкнулись в период прохождения практики, связанных с недостаточным вниманием и заинтересованностью со стороны работодателей. По мнению студентов, для работодателей характерна низкая степень заинтересованности, а их внимание выражается лишь в контроле посещаемости, строгом выполнении обязанностей, которые они поручают студентам. В статье также рассматривается зарубежный опыт решения проблемы, выражающийся в идее платы работодателям за трудоустройство молодых. В российских вузах работодателей приглашают на работу в университеты, оплата производится за обучение студентов. Автор рекомендует приглашать работодателей в вуз для проведения мастер-классов и организации производственной практики студентов с учётом специфики отрасли, мотивируя и заинтересовывая потенциальных работодателей финансово. Также предлагается проводить семинарские занятия, подготавливая молодёжь к прохождению собеседования, формированию резюме, портфолио для будущего трудоустройства. Таким образом, по мнению автора, производственная практика будет способствовать не только будущему трудоустройству, но и освоению компетенций, социализации, развитию личности, конкурентоспособности и приобщению молодёжи к труду.Ключевые словапроизводственная практика, трудоустройство, образование, стратегии трудоустройства, экономика внимания, студенческая молодёжьСписок литературыАртюхов А. В., Ребышева Л. В., Савицкая Ю. П. 2019. Жизненное пространство молодёжи: проблемы и их решения // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4. С. 36–45. Варшавская Е. Я. 2019. Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространённость и эффективность // Социологические исследования. № 7. С. 56–66. Зубок Ю. А., Чупров В. И. 2019. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. № 4. С. 164–186. Зубок Ю. А., Чупров В. И. 2018. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодёжи // Научный результат. Социология и управление. № 3. С. 3–13. Ильин В. И. 2019. Социальный сёрфинг как модель молодёжного образа жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 28–48. Павлов Б. С., Пронина Е. И., Павлов Д. Б. 2018. Учёба студента в ВУЗе как непростой старт во взрослую трудовую жизнь // Не расстанусь с молодёжью, буду...: сб. науч. статей к 80-летию проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. С. 299–308. Темницкий А. Л. 2019. Социокультурный феномен самостоятельности в работе россиян в межстрановом сравнении // Социологические исследования. № 6. С. 37–49. Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ / Под ред. А. В. Воронина, В. А. Гуртова, Л. М. Серовой. М.: Экономика, 2015. Чередниченко Г. А. 2019. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. № 7. С. 67–77. Franck G. 2002. The scientific economy of attention: a novel approach to the collective rationality of science // Scientometrics. No 1 (55). P. 3–26. Ghirelli C. 2019. Does on-the-job training help graduates find a job? Evidence from an Italian region // International Journal Manpower. No. 3 (40). P. 500–524. Van Krieken R. 2018. George Franck’s ‘The Economy of Attention’: Mental capitalism and the struggle for attention // Journal of Sociology. No 1. P. 1–5.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 3