Социальные детерминанты организации государственного стратегического управления

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Социальные детерминанты организации государственного стратегического управления

Научная статья

Корнилович В. А. к.соц.н.
НП «Неправительственный инновационный центр», Москва, Россия
kornilovich69@mail.ru
ORCID ID=0000-0002-1789-4691
DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.644
Социальные детерминанты организации государственного стратегического управления
// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. С. 126-140

Дата поступления статьи: 06.02.2020
Скачиваний статьи: 361
Рубрика: Модернизация, стратегическое управление и социология

Ссылка для цитирования:
Корнилович В. А. Социальные детерминанты организации государственного стратегического управления // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. C. 126-140.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.644

For citation:
Social determinants in organizing government strategic management. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 126-140
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.644

Аннотация

Стратегическое управление является высшей функцией государства, которая реализуется органами власти посредством системы государственного стратегического пла­нирования и конкретного типа управленческой деятельности – разработки и реализации стратегий, национальных проектов и программ. Стратегии, по своей сути, – нормативно нагруженные, формализованные приоритеты, цели, задачи долгосрочного развития России и её регионов, призваны быть действенным инструментом реализации текущей государственной политики, служить источником компромисса в обществе и обеспечить целенаправленный характер совместной деятельности множества социальных субъектов по достижению планируемых результатов. На проблему в организации государственного стратегического управления указывает продолжающийся рост территориальных диспропор­ций в социально-экономическом, социокультурном развитии городов и регионов России, отстранённость населения от стратегий, федеральных и региональных проектов. К числу факторов, ограничивающих способность органов власти к достижению планируемых резуль­татов общественного развития следует отнести множество различных систем социального управления, сложившихся на региональном и муниципальном уровнях, которые не позво­ляют реализовать линейные зависимости в отношениях управления. Более того, в развитии территориально локализованных сообществ проявляется внутренняя детерминация, когда поведение выделяемой социальной целостности определяется не столько внешней при­чиной или управленческим воздействием, сколько фактическим характером внутренних связей, памятью о прошлых состояниях, правилами взаимодействия социальных субъектов, жизненными планами и жизненными стратегиями индивидов и социальных групп. Решение проблемы организованности системы государственного стратегического управления и обеспечение управляемости процессов развития российского общества автор связывает с раскрытием социальных факторов и явлений, определяющих допустимость новаций для локального сообщества, достижимость планируемых результатов на уровне региона, а также выбор методов управленческого воздействия, к которым выделяемая социальная целостность будет чувствительна. На эмпирическом материале автор статьи доказывает существование зависимости между отношением населения к системе государственного стратегического управления и уровнем модернизированности региона (по классификации Н. И. Лапина), а также утверждает, что различение регионов по уровню модернизирован­ности – это информация для дифференциации структуры, функций органов власти по стра­тегическому планированию и выбору механизмов регуляции (от менеджмента, управления ресурсами до нормативно-ценностного, институционального управления).

Ключевые слова

государственное и стратегическое управление, стратегическое планирование, модернизация, уровень модернизированности регионов, социальные детерминанты, социальное управление, социология управления

Список литературы

Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы. 2016. / Сост. и отв. ред. член- корр. РАН Н. И. Лапин. М.: Весь Мир. 360 с. 

Власть и общество в регионах России: практики взаимодействия. 2015. / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН. 183 с. 

Заславская Т. И. 2007. Избранные произведения в 3 томах. М.: Экономика. Т. 2. 636 с. 

Идеальное общество в мечтах людей в России и в Китае. 2016 / [М. К. Горшков и др.]. Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф. 424 с. 

Корнилович В. А. 2015. Стратегическое управление: социологиче­ский подход. М.: Институт социологии РАН. 273 с. 

Кузнецов О. Л., Большаков Б. Е. 2001. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа–общество–человек. СПб–Москва–Дубна. 616 с. 

Лапин Н. И. 2014. Проблемы формирования концепции человече­ских измерений стратегии поэтапной модернизации России и её регионов // Социс. № 7 (363). С. 8–19. 

Лапин Н. И., Беляева Л. А. 2013. Проблемы социокультурной модернизации регионов России. М.: Academia. С. 20–24. 

Луман Н. 2004. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновский. М.: Логос. 232 с. 

Мерзляков А. А. 2018. Феномен субъектности регионов в решении проблем реформирования отечественной системы управления // Вестник Института социологии. № 25. C. 48–65. URL: https://www.isras.ru/index. php?page_id=2624&jn=vestnik&jn=vestnik&jid=509 (Дата посещения: 20.12.2018). DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.508. 

Нова ли новая Россия? Перемены в социальной структуре обще­ства и социальном воспроизводстве россиян по материалам опро­сов 1994–2013 гг. / Под ред. О. И. Шкаратана, Г. А. Ястребова. М.: Университетская книга, 2016. С. 367–368. 

Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010) / Гл. ред. Хэ Чуаньци. Пер. с англ. под ред. Н. И. Лапина. М.: Весь мир, 2011. 256 с. 

Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации. Материалы Международной научно-практической конфе­ренции (Москва, 12–13 октября 2017 г.) / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 760 с. 

Социальная диагностика проблемы радикального реформиро­вания властно-управленческой вертикали. Коллективный доклад по материалам Метапроекта «Гражданская экспертиза сферы управле­ния». М.: ИС РАН, 2013 // URL: https://www.isras.ru/files/File/Doklad/ Kollektivny_doklad_meta_proekt.pdf (Дата посещения: 20.05.2014). 

Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. 1995. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа. 384 с. 

Тихонов А. В. 2007. Социология управления: Теоретические основы / Издание 2-е, доп. и перераб. М.: Канон+. 350 с. 

Тихонов А. В. 2018. Проблема реформирования системы управ­ления в стране: к истории разработки исследовательской программы // Вестник Института социологии. № 25. C. 10–26 // URL: https://www. vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2018_25/Tikhonov.pdf (Дата посеще­ния: 20.12.2018). 

Хиценко В. Е. 2014. Самоорганизация. Элементы теории и соци­альные приложения. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». С. 44–46. 

Inglehart R., Welzel Ch. 2005. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence. N. Y.: Cambridge University Press. 333 p.

He C. 2013. Second Modernization Theory: World Frontiers and Principles of Human Development. Beijing: Science Press.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2