Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция

Научная статья

Марин Е. Б. к.и.н., доц.,
Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
egor-marin@yandex.ru
ORCID ID=0000-0002-0409-5065
DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.642
Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция
// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. С. 82-105

Дата поступления статьи: 17.03.2020
Скачиваний статьи: 351
Рубрика: Социальнаые детерминанты российского общества: вчера и сегодня

Ссылка для цитирования:
Марин Е. Б. Образы российских политических лидеров в представлении молодёжи: семантическая реконструкция // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. C. 82-105.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.642

For citation:
Marin E. B. Images of Russian political leaders as viewed by youth: a semantic reconstruction. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 82-105
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.642

Аннотация

В публикации представлены материалы семантической реконструкции образов российских политических деятелей в представлении учащейся молодёжи по мате­риалам эмпирического исследования, проведённого в 2018 г. В ходе исследования были опрошены студенты высших учебных заведений и среднего профессионального образо­вания Приморского края. Проведённая семантическая реконструкция образов российских политических деятелей позволила выявить как содержательные, так и структурные харак­теристики каждого образа. Была определена категориальная структура семантического пространства представлений о политических лидерах. К общим категориям, выделенным на основе ассоциаций, относятся прежде всего «лидерские», «нравственные и челове­ческие качества», «интеллектуальные», «отрицательные личностные качества» и «поли­тическая символика». Данные категории, выделенные на материале ассоциаций, имеют чёткие параллели в категориях, полученных с применением факторного анализа данных семантического дифференциала. К общим категориям оценивания лидеров по данным СД относятся прежде всего «Интеллектуальные и лидерские качества», «Корыстность и лице­мерие – доброта», «Агрессивность и грубость – внешняя привлекательность». В составе категории «негативные личностные качества» можно проследить подкатегории, обратные (зеркальные) положительным качествам (глупость противоположна интеллектуальности и мудрости, агрессивность обратна доброте). Кроме того, были выявлены содержатель­ные характеристики образов 4-х ведущих российских политических деятелей в представ­лении молодёжи. Сравнительный анализ образов российских политиков показывает, что положительные личностные качества в представлении респондентов наиболее выражены у В. Путина и Р. Кадырова. При этом оба являются носителями так называемых «лидерских качеств» и высоких морально-нравственных характеристик. Такие данные соответствуют запросу современного российского общества на компетентного, волевого и нравственно положительного лидера. В целом выявленные категории и группы качеств позволяют реконструировать структуру организации субъективного опыта восприятия политических лидеров и политического мышления молодых россиян. Данные, полученные в настоящем исследовании, могут быть полезны для последующих исследований политического созна­ния, использованы политическими лидерами и партиями в практической работе.

Ключевые слова

образ, политический лидер, политическое сознание, психосемантика, студенты, Приморье, молодёжь

Список литературы

Вершинина Н. С, Мирицкая Е. А., Муравьева О. И. 2008. Сознательные и бессознательные компоненты образа политической вла­сти // Сибирский психологический журнал. № 27. С. 54–59. 

Выборы на фоне Крыма: электоральный цикл 2016–2018 гг. и пер­спективы политического транзита / Баскакова Ю. М. и др. Под ред. В. Федорова. М.: ВЦИОМ, 2018. 440 с. 

Дурдин Д. М. 2000. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Полис. № 2. С. 133–151. 

Затонских А. В. 2013. Личность партийного лидера как фак­тор восприятия политической партии: Круглый стол журнала «Полис» и кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова: «Политическое поведение: бессознательные механизмы и их рационализация»// Полис. Политические исследования. № 6. С. 53–54. 

Зверев А. Л., Палитай И. С., Рогозарь А. И., Смулькина Н. В. 2016. Особенности политического восприятия в современных российских условиях // Полис. Политические исследования. № 3. С. 40–54. 

Калита В. В., Марин Е. Б. 2018. Ведущие политические партии России в представлении студенческой молодёжи Приморского края: семантическая реконструкция: монография. Владивосток: ДВФУ. 114 с. 

Климова С. Г., Якушева Т. В. 2000. Образы политиков в пред­ставлениях россиян. URL: https://bd.fom.ru/report/map/ks0010091 (Дата посещения: 04.02.2019). 

Марин Е. Б., Калита В. В. 2013. Разработка и экспертная оценка частного семантического дифференциала (СД) «политическая партия» // Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке. № 3. С. 53–60. 

Митина О. В., Петренко В. Ф. 2018. Опыт использования психо­семантической методики «Образ политического лидера» для сопостави­тельных исследований восприятия имиджей политических деятелей // Ярославский педагогический вестник. № 5. С. 265–289. 

Нестерова С. В. 2002. Отношения власти и населения. Проблемы презентации власти и ее восприятия гражданами // Психология вос­приятия власти / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Социально-политическая Мысль. 244 с. 

Петренко В. Ф. 2010. Основы психосемантики. 2-е изд. М.: ЭКСМО. 480 с. 

Петренко В. Ф., Гладких Н. Ю., Митина О. В. 2016. Психо- семантический анализ восприятия политических лидеров (на матери­але выборки студентов из Южной Кореи) // Вестник Московского уни­верситета. Серия 14. Психология. № 2. С. 64–87. 

Петренко В. Ф., Митина О. В. 2017. Психосемантический под­ход в реконструкции политического менталитета: методы и примеры исследований // Вестник Российской академии наук. Т. 87. № 1. С. 50–64. 

Петренко В. Ф. 2005. Психосемантический анализ имиджа поли­тических лидеров // Основы психосемантики. СПб.: Питер. С. 418–435. 

Петренко В. Ф., Митина О. В. 1997. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ. 213 с. 

Петренко В. Ф., Митина О. В. 2015. Психосемантический ана­лиз политического менталитета общества // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. № 3. С. 27–40. 

Серкин В. П. 2008. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЧЕЛА. 378 с. 

Собкин B. C. 1997. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО. 318 с. 

Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. 1996. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков (психологический и лингви­стический анализ) // Полис. № 5. С. 168–191. 

Шестопал Е. Б., Нестерова С. В. и др. 2012a. Образы кандида­тов в президенты 2012 в массовом сознании // Власть. № 3. С. 186–190. 

Шестопал Е. Б., Шутов А. Ю. и др. 2012b. Образы лиде­ров в массовом сознании накануне президентских выборов // Полис. № 4. С. 160–174. 

Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. 1988. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. М.: МГУ. 208 с. 

Marin, E., Vitaly, K., Yulina, G. et al. 2019. Image of The Communist Party of The Russian Federation as Viewed by Russian Students: Factor Semantic Reconstruction. Amazonia Investiga. 8(24). Р. 53–61. 


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2