Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике Редакторская заметкаКульпина К. П. Зам. декана факультета менеджмента филиала Сочинского госуниверситета туризма и курортного дела в г. Н.Новгороде, balss@yandex.ruПрудник А. В. Институт социологии ФНИСЦ РАН, soc@sandy.ruОбращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 154-178Скачиваний статьи: 537Рубрика: Тема номера: Социальная политика российского государстваСсылка для цитирования: Кульпина К. П., Прудник А. В. Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 154-178.For citation: , Appeals of citizens as a palliative of civil participation in self-government and social policy. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 154-178Текст статьи.АннотацияАвторы рассматривают обращения граждан во властные структуры как полумеру, как элемент участия населения в формировании и реализации социальной политики, который нельзя отнести к полноценному участию граждан в управлении делами общества и государства. Непосредственное участие большинства российских граждан в управлении делами государства и общества слабо развито, его влияние на социальную политику государства не может быть весомым по определению, за исключением, пожалуй, стихийных всплесков протестной активности. Обращения граждан в органы исполнительной власти является одной из форм участия в постановке целей социальной политики в муниципальных образованиях. В статье показано, что и чиновники, и граждане нередко воспринимают рассмотрение обращения как милость, а не обязанность власти. Использование обращений как инструмента политической борьбы партий и политиков за власть неэффективно и вредно, поскольку оно отодвигает социальную проблематику местных сообществ на второй план. В итоге это может дезориентировать власть, исказить информацию о насущных проблемах граждан региона и их потребностях. Кроме того, подразделения власти, специализирующиеся на приёме обращений и работе с ними, по закону обязаны рассмотреть обращения и дать заявителю ответ по существу, поэтому искусственное увеличение количества обращений и подписантов может парализовать работу сотрудников аппарата, работающего с обращениями о насущных нуждах граждан. Каждая властная структура имеет тенденцию расширяться, собирать и перерабатывать всё больше информации, не имеющей прямого отношения к её основным функциям. Анализ обращений населения показывает не только разобщённость граждан при решении сходных насущных вопросов своей жизни, но и стремление заявителей, пытающихся решить его только своими силами, в одиночку. По этим причинам обращения как элемент участия населения в формировании и реализации социальной политики нельзя отнести к полноценному участию граждан в управлении делами общества и государства. Это полумера, а не главный путь активизации граждан в решении своих проблем.Ключевые словагражданское участие, гражданское общество, самоуправление, обращения граждан, социальная политика.Список литературы1. Состоялось ли Гражданское общество в России (Круглый стол) // Социологические исследования. 2007. № 1. 2. Seligman A. B. The Idea of Civil Society. N.Y.: Princeton University Press, 1992. 3. Вебер М. Бюрократия // Классики теории государственного управления: американская школа. Хрестоматия. Сост. Д. Шафритц, А. Хайд. М.: Издательство МГУ им. М. В.Ломоносова, 2003. 4. Подъячев К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия. Автореф. дис. канд. полит. наук. 23.00.02. М., 2007. 5. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 4 (96). Июль – август. 6. Солженицын А. И. Что нам по силам? // Аргументы и факты. 2008. 30 января.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1