Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества Научная статьяЗборовский Г. Е. д.соц.н., проф., Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.comORCID ID=0000-0001-8153-0561Амбарова П. А. д.соц.н., проф., Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ruORCID ID=0000-0003-3613-4003Elibrary SPIN=1351-6671DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.620Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 126-149Дата поступления статьи: 06.11.2019Скачиваний статьи: 312Рубрика: Социология образования: современные проблемыСсылка для цитирования: Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 126-149.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.620For citation: Zborovsky G. E., Ambarova P. A. Trust in universities as a factor for overcoming educational inefficiency. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 126-149DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.620Текст статьиАннотацияЦентральная проблема современного высшего образования – образовательная неуспешность значительной части студенчества – рассматривается в тесной связи с развитием доверительных отношений в вузе. Цель статьи состоит в раскрытии проблемы образовательной неуспешности студентов российских вузов и показе внутривузовского доверия как ресурса, необходимого для решения этой проблемы. В статье даётся трактовка основных понятий – вузовского доверия и образовательной неуспешности студенчества. Показывается, что вузовское доверие выступает предиктором формирования устойчивой образовательной мотивации, профессиональных ориентаций студенчества, которые, в конечном счёте, определяют образовательную успешность и качество человеческого капитала. Социологический анализ раскрывает источники формирования образовательной неуспешности студентов и её трансфер через все уровни образования – от дошкольного до университетского. Выявляются риски, связанные с увеличением масштабов образовательной неуспешности студентов и возникновением вузовских имитационных стратегий, направленных на маскировку данного явления. Ставится проблема концентрации образовательной неуспешности студентов в провинциальных вузах. Авторы утверждают, что фактором преодоления этой неуспешности в вузах может стать «двойное» доверие – как в отношении студентов к другим образовательным общностям, прежде всего к научно-педагогическому сообществу и управленческому персоналу, так и в отношении к студентам со стороны этих вузовских общностей. В статье раскрываются основные характеристики этого взаимного доверия, способные выступить ресурсом преодоления неуспешности студентов. Показывается смысл формирования и укрепления вузовского доверия, обусловленный как экономической, так и социокультурной необходимостью превращения проблемных в академическом плане студентов в профессионально и социально успешных акторов. Доминантой их послевузовской жизни должно стать стремление к достижительности в ключевых сферах деятельности.Ключевые словавысшее образование, доверие в вузе, образовательная неуспешность/успешность, образовательные общности, человеческий капитал, образовательная мотивация, профессиональная ориентация, самоопределениеСписок литературыГолиусова Ю. В. 2019. Прекарная занятость молодежи (по результатам социологических исследований) // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Международного форума. Уфа: Мир Печати. С. 186–187. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. 2018. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. № 3. С. 68–90. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90 Двенадцать решений для нового образования // Центр стратегических разработок и Высшей школы экономики. Доклад. Москва, апрель 2018 г. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (Дата посещения: 29.07.2019). Денисова-Шмидт Е. В., Леонтьева Э. О. 2015. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. № 9. С. 86–93. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. 2018. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема // Социологический журнал. Т. 24. № 4. С. 93–112. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099 Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. 2019. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. Т. 28. № 2. С. 98–124. DOI: 10.17323/1811-038Х-2019-28-2-98-124 Ключарёв Г. А. 2013. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Вестник Института социологии. № 6. С. 234–251. (Не)обычные школы: разнообразие и неравенство. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019. 231 с. Осипов А. М. 2017. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. № 8. С. 136–146. DOI: 10.7868/S0132162517080153 Резник С. Д. 2019. Введение в университет. Как из школьника сделать студента // Поиск. 6 сентября. С. 10–11. Смолин О. Н. 2015. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 1) // Социологические исследования. № 6. С. 91–101. Смык А. Ф., Прусова В. И., Зиманов Л. Л., Солнцев А. А. 2019. Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете // Высшее образование в России. Т. 28. № 6. С. 52–62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-52-62 Шаброва Н. В. 2018. Концепция родительства как субъекта развития гражданского общества // Вестник СурГПУ. № 2. C. 7–16. Шуклина Е. А., Певная М. В. 2017. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. Т. 21. № 5. С. 120–131. DOI 10.15826/umpa.2017.05.068 Altbach Ph. 2016. Global Perspectives on Higher Education. Johns Hopkins University Press, Baltimore, Maryland. 332 p. Cavanagh A. J., Chen X. N., Bathgate M., Frederick J., Hanauer D. I., Graham M. J. 2018. Trust, Growth Mindset, and Student Commitment to Active Learning in a College Science Course // CBE-Life Sciences Education. Vol. 17. № 1. URL: https://doi.org/10.1187/cbe.17-06-0107. DOI: 10.1187/cbe.17-06-0107 Collini S. 2012. What Are Universities For? Penguin Books Ltd, London. 240 p. Ennen N. L., Stark E., Lassiter A. 2015. The Importance of trust for satisfaction, motivation, and academic performance in student learning groups // Social Psychology of Education. Vol. 18. № 3. P. 615–633. DOI: 10.1007/s11218-015-9306-x Heffernan T., Wilkins S., Butt M. M. 2018. Transnational higher education. The importance of institutional reputation, trust and student-university identification in international partnerships // International Journal of Educational Management. Vol. 32. № 2. P. 227–240. DOI: 10.1108/IJEM-05-2017-0122 Kuh G.D., Kinzie J., Buckley J.A., Bridges B. K., Hayek J. C. 2011. Piecing together the student success puzzle: research, propositions, and recommendations: ASHE Higher Education Report, vol. 116. USA: John Wiley & Sons. 200 p. Werder C., Skogsberg E. 2013. Trusting Dialogue for Engaging students // Student engagement handbook: practice in higher education / Ed. by E. Dunne, D. Owen. London: Emerald. P. 133–144. Yasir M., Majid A., Yasir M. 2017. Nexus of knowledge-management enablers, trust and knowledge-sharing in research universities // Journal of Applied Research in Higher Education. Vol. 9. № 3. P. 424–438. DOI: 10.1108/JARHE-10-2016-0068 Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4