Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес Научная статьяВоронкова А. И. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия avoronkova@hse.ruORCID ID=0000-0003-1341-0351DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.618Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 231-248Дата поступления статьи: 03.06.2019Скачиваний статьи: 840Рубрика: Мотивы активности гражданСсылка для цитирования: Воронкова А. И. Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 231-248.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.618For citation: Meta description of female business engagement scenarios. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 231-248DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.618Текст статьиАннотацияВ данной статье проводится метаанализ репрезентации основных моделей рекрутирования женщин в профессиональную бизнес-сферу в европейской англоязычной, дальневосточной и отечественной периодике. Целью работы является систематизация теоретико-концептуальной и практической специфики воспроизведения определённых схем рекрутирования в экономическую элиту, а также ограничений, с которыми женщины сталкиваются при выборе профессиональных траекторий развития. Метаописание карьерного пути женщин, состоявшихся в сфере предпринимательства, позволяет реконструировать женские сценарии выбора и развития бизнес-карьеры, а также построить типологию нарративных стратегий, влияющих на выбор женщинами профессиональных траекторий развития в страновых контекстах. За эмпирическую основу данной работы взяты полнотекстовые статьи периодических и серийных изданий ведущих зарубежных и отечественных академических журналов. Использование критического дискурс-анализа статей и открытых данных позволяет реконструировать значение гендерных аспектов при выборе бизнес-карьеры и проследить влияние контекста развития женского предпринимательства на механизмы рекрутирования в разных странах. По результатам эмпирического исследования репрезентация механизмов рекрутирования женщин в профессиональную сферу дифференцируется в англоязычной и отечественной периодике по-разному. Страновые особенности являются одним из факторов, влияющих на формирование специфических для регионов бизнес-траекторий. В Европе преобладает дискурс системы образования как наиболее приемлемого способа закрепления в экономической сфере. В странах Восточной Азии акцент сделан на процессе иммиграции. В России присутствуют гендерно маркированные стратегии на лидерских позициях. Способ подачи механизмов рекрутирования тоже различен: если статьи европейского сектора фокусируются на позитивных тенденциях и репрезентации дискурса успешных бизнес кейсов, то отечественная периодика концентрируется на барьерах и ограничениях, с которыми сталкиваются женщины при выборе дальнейшей карьеры. Нарративы, используемые для реконструирования механизмов рекрутирования женщин в бизнес среду, и выбранная авторами статей терминология подтверждают позитивную репрезентацию женского предпринимательства в европейском секторе, двойственный характер бизнес сферы в странах Дальнего Востока и некоторое отставание российского сегмента.Ключевые словаметаописание, женское предпринимательство, женщины в бизнесе, механизмы вовлечения, профессиональные траектории Список литературыГригорьева Е. 2010. Особенности мужского и женского лидерства // Современные страховые технологии. Т. 3. С. 5–17. Чирикова А. Е. 1998. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН. 358 с. Adame S., Caplliure E., Miquel M. 2016. Work-life balance and firms: A matter of women? // Journal of Business Research. V. 69/4. P. 1379–1383. Ambrose M., Schminke M. 1997. Asymmetric Perceptions of Ethical Frameworks of Men and Women in Business and Nonbusiness Settings // Journal of Business Ethics. V. 16/7. P. 719–729. Ankudinov A., Biktemirova M., Khairullina E. 2014. Investment in Higher Professional Education in Russia: Value-based Approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V. 152. P. 1154–1159. Borenstein M, Hedges LV, Higgins JPT, Rothstein H. 2009. Introduction to Meta-Analysis. Chichester: John Wiley & Sons. 415 p. Brown D., Robson A., Charity I. 2018. International Masters’ student perspectives of team business simulations // The International Journal of Management Education. Available Online. URL: https://proxylibrary.hse.ru:2055/science/article/pii/S1472811717304299 (Дата посещения: 15.10.2019). Davis J., Mengersen K., Bennett S., Mazerolle L. 2014. Viewing systematic reviews and meta-analysis in social research through different lenses // Springerplus. № 3. Article 511. Doi:10.1186/2193-1801-3-511 URL: https://www.researchgate.net/publication/266401365_Viewing_systematic_reviews_and_meta-analysis_in_social_research_through_different_lenses (Дата посещения: 15.10.2019). De Massis А., Kotlar J. 2014. The case study method in family business research: Guidelines for qualitative scholarship // Journal of Family Business Strategy. V 30. P. 15–29. Enders C. K. 2010. Applied Missing Data Analysis. New York: Guilford Press. 377 p. Glass J., Estesn S. 1997. The family Responsive Workplace //Annual review of Sociology. V. 23. P. 289–313. Glass G. V. 1976. Primary, Secondary, and Meta-Analysis of Research // Educational Researcher. № 5. P. 3–8. Greenhause J., Kossek E. 2014. The Contemporary Career: A Work-Home Perspective // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. № 1. P. 361–388. Gupta V., Goktan B., Gunay G. 2014. Gender differences in evaluation of new business opportunity: A stereotype threat perspective // Journal of Business Venturing. V. 29/2. P. 273–288. Harden A., Thomas J. 2005. Methodological issues in combining diverse study types in systematic reviews // International Journal of Social Research Methodology. Vol. 8. P. 257–271. Hardill I., Raghuram P. 1998. Diasporic Connections: Case Studies of Asian Women in Business // Area. Vol. 30/3. P. 255–261. Hoveskog M., Halila F., Mattsson M., Upward A., Karlsson N. 2018. Education for Sustainable Development: Business modelling for flourishing // Journal of Cleaner Production. № 172. P. 4383–4396. Idigoraz I., Vicente-Molina M. 2017. Gender issues related to choosing the successor in the family business // European Journal of Family Business. Vol. 7/1. P. 54–64. Idrus S., Pauzi N., Munir Z. 2014. The Effectiveness of Training Model for Women Entrepreneurship Program // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 129. P. 82–89. Jacobs J. 1996. Gender Inequality and Higher Education // Annual Review of Sociology. Vol. 22. P. 153–185. Kim E., Park H. 2018. Perceived gender discrimination, belief in a just world, self-esteem, and depression in Korean working women: A moderated mediation model // Women’s Studies International Forum. Vol. 69. P. 143–150. Kim J. 2010. The gendered desire to become cosmopolitan: South Korean women's motivations for migration to the UK // Women’s Studies International Forum. Vol. 33/5. P. 433–442. Kimle A., Damhorst M. 1997. A Grounded Theory Model of the Ideal Business Image for Women // Symbolic Interaction. Vol. 20/1. P. 45–68. Koricheva J., Gurevitch J., Mengersen K. 2013. Handbook of Meta-Analysis in Ecology and Evolution. 520 p. LaFont S. 2001. One step forward, two steps back: women in the post-communist states // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 34/2. P. 203–220. Lagerberg F. et al. 2018. Women in business: beyond policy to progress. London.: Grant Thornton International. 24 p. Lipsey M. W., Wilson D. B. 2001. Practical Meta-Analysis. Thousand Oaks, CA: Sage. 258 p. Littell J. H., Corcoran J., Pillai V. 2008. Systematic Reviews and Meta-Analysis. Oxford, UK: Oxford University Press. 216 p. Liu X. 2019. Narratives of mothers in diaspora: Motherhood reconstruction in Chinese transnational families // Women’s Studies International Forum. Vol. 73. P.: 16–23. Miller J., Garrison H. 1982. Sex Roles: The Division of Labor at Home and in the Workplace //Annual Review of Sociology. Vol. 8. P. 237–262. Mooney M. 1989. Sex Differences in Earnings in The United States // Annual Review of Sociology. Vol. 15. P. 343–380. Mussolino D., Cicellin M., Iacono M., Consiglio S., Martinez M. 2019. Daughters’ self-positioning in family business succession: A narrative inquiry // Journal of Family Business Strategy. Available Online. URL: https://proxylibrary.hse.ru:2055/science/article/pii/S1877858517300542 (Дата посещения: 15.10.2019). Nishimura J. 2011. Socioeconomic status and depression across Japan, Korea, and China: Exploring the impact of labor market structures // Social Science and Medicine. Vol. 73/4. P. 604–614. Ong A. 1991. The Gender and Labor Politics of Postmodernity // Annual Review on Anthropology. Vol. 20. P. 279–309. Our World in Data. Working women: Key facts and trends in female labor force participation. October 16, 2017. URL: https://ourworldindata.org/female-labor-force-participation-key-facts (Дата посещения: 15.10.2019). Rijke P., Plucker J. 2011. Getting what we wish for: the realities of business education for a global economy // Buziness Horizons. Vol. 54/4. P. 375–382. Schulze R. 2007. Current methods for meta-analysis: Approaches, issues, and developments // Zeitschrift fur Psychologie. № 215. P. 90–103. Schwab K. et al. 2015. The Global gender gap report 2015. Switzerland: World Economic Forum. 378 p. Zakirova V. 2014. Gender inequality in Russia: the perspective of participatory gender budgeting // Reproductive Health Matters. V. 22/44. P. 202–212.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4