Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи Научная статьяЗубок Ю. А. д.соц.н., проф., Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия uzubok@mail.ruORCID ID=0000-0002-3108-2614Elibrary SPIN=2160-6341Чупров В. И. д.соц.н., проф., Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия chuprov443@yandex.ruORCID ID=0000-0002-7881-9388DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.614Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 164-186Дата поступления статьи: 03.11.2019Скачиваний статьи: 459Рубрика: Социология молодёжи: ценности и их формированиеСсылка для цитирования: Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 164-186.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.614For citation: Zubok Y. A., Chuprov V. I. Self-regulation of life purpose values in youth cultural space. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 164-186DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.614Текст статьиАннотацияВзросление молодёжи сопровождается её включением в социокультурный контекст общества и одновременно формированием собственных культурных образцов и практик взаимодействия. В результате многоуровневых связей молодых людей с культурой в целом, элементы которой ими одновременно наследуются и изменяются, а также с образцами субкультур, возникающих в пространстве внутригрупповых взаимодействий, т. е. в молодёжных сообществах, формируется культурное пространство молодёжи. В диалектическом процессе наследования, отрицания и конструирования молодёжь обретает собственные социально-групповые характеристики. Соответственно и её культурное пространство характеризуется особенностями, отличающими её жизнедеятельность от других социальных групп. В современном обществе культурное пространство молодёжи во многом является саморегулирующейся сферой, в которой происходит формирование и конструирование наиболее значимых ценностей, становящихся основой смыслов жизнедеятельности. Существенную роль в процессе смыслообразования играет базовая культура, образцы которой, содержащиеся в коллективном бессознательном, непосредственно связаны с историческим опытом. Отражаясь в архетипических и ментальных структурах, исторический опыт влияет на содержание смысложизненных ценностей. А закрепляясь габитусах, в процессе «опривычивания» (хабитулизации), он становится смысловой основой, определяющей направленность поведенческих предрасположенностей (диспозиций). Наряду с историческим опытом значимое влияние на смысложизненные ценности молодёжи оказывают повседневные знания и опыт, накапливающиеся в результате её взаимодействий с другими, также образующими культурное пространство. Для обоснования саморегуляции смысложизненных ценностей молодёжи как целостного процесса в статье анализируется связь представлений молодых людей о смысле жизни с разными типами культуры, с архетипами, с менталитетом, с габитусами. Этому способствовали представленные в статье результаты разработки типологии культурного пространства, выделения на основе анализа существующих подходов к исследованию бессознательного наиболее распространённых архетипов, ментальных и современных черт национального характера, габитуальных установок. Анализ их взаимосвязи позволил проследить влияние каждого из них на формирование смыслов жизнедеятельности молодёжи в процессе саморегуляции. В статье обосновывается вывод, полученный в результате анализа связи смыслов жизни с типами культуры и с архетипами, о преемственности большинством молодёжи традиционной культуры, что определяет общую направленность формирования смыслового содержания её жизнедеятельности. На основе анализа связи смысложизненных ценностей с ментальными и современными чертами национального характера раскрывается диалектика традиционного и современного в изменении смыслов жизнедеятельности молодёжи. Анализ связи смысложизненных ценностей с габитусами позволяет рассмотреть видоизменение (гибритизацию) смыслов в процессе формирования поведенческих предрасположенностей молодёжи в саморегуляции её жизнедеятельности. Таким образом, саморегуляция смысложизненных ценностей молодых людей представляется как динамичный процесс наполнения их жизнедеятельности новыми смыслами в изменяющемся культурном пространстве.Ключевые словамолодёжь, ценности, саморегуляция, культура, жизнедеятельность, менталитет, габитусСписок литературыАбакумова И. В., Савченко Н. А. 2008. Профессиональные диспозиции как компонент личностного становления // Российский психологический журнал. Том 5. № 1. С. 23–32. Александрова Г. Г. 2012. К проблеме психологического содержания понятий «совесть» и «совестливость» // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Том 154. Кн. 6. С. 200–210. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-probleme-psihologicheskogo-soderzhaniya-ponyatiy-sovest-i-sovestlivost. (Дата посещения: 01.11.2019). Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. 2006. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. № 6. С. 26–37. Голосовкер Я. Э. 2010. Избранное. Логика мифа. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив // URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Г/golosovker-yakov-emmanuilovich/izbrannoe-logika-mifa (Дата посещения: 01.11.2019). Гуревич А. Я. 1993. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик. 328 с. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Любутов А. С. 2019. Самоорганизация в механизме саморегуляции жизнедеятельности молодежи // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / Под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. Сер. «Демография. Социология. Экономика». М: Экон-информ. С. 15–35. Зубок Ю. А., Чупров В. И. 2018. Смысложизненные ценности в культурном пространстве молодежи // Научный результат. Социология и управление. Т. 4. № 3 // URL: http://research-result.ru/journal/annotation/1492/ (Дата посещения: 01.11.2019). Леонтьев Д. А. 2003. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. М.: Смысл. 487 с. Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе [Текст]: монография / [А. В. Лубский, Ш. М. Атоян, А. А. Беспалова и др.]; отв. ред. А. В. Лубский; Южный федеральный университет, Институт социологии и регионоведения. Р.-н-Д.: Фонд науки и образования, 2016. 391 с. Минюшев Ф. И. 2004. Социология культуры. М: Академический проект. 272 с. Морозов Н. М. 2014. Концептуализация исторического знания о российской цивилизации на рубеже XX–XXI вв. в отечественной историографии. Кемерово: Практика. 401 с. Никитина С. Е. 1994. Концепт судьбы в русском народном сознании (на материале устнопоэтических текстов) // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. М.: Наука. 1 полугодие. 320 с. Олпорт Г. 2002. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл. 464 с. Омельченко Е. Л. 2019. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1. С. 3–27. URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/611 (Дата посещения: 02.11.2019). Орлова Т. Г., Никулина Е. Ф. 2016. Выражение добра и зла в английских и русских пословицах как отражение менталитета английского и русского народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-dobra-i-zla-v-angliyskih-i-russkih-poslovitsah-kak-otrazhenie-mentaliteta-angliyskogo-i-russkogo-narodov (Дата посещения: 09.09.2019). Руткевич М. Н. 1991. Жизнь и воззрения К. Г. Юнга // Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. СП ИВО-СиД. С. 5–22. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с. Сикевич З. В., Крокинская О. К., Поссель Ю. А. 2005. Социальное бессознательное: социологический и социально-психологический аспекты. СПб.: Питер. 267 с. Сорокин П. А. 2000. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ. 1056 с. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М.: Наука, 1993. 270 с. Таршис Е. Я. 2012. Ментальность человека: подходы к концепциям и постановка задач исследования. М.: Либроком. 88 с. Тощенко Ж. Т. 2011. Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализ). М.: Новый Хронограф. 552 с. Традиция и инновация в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А. Б. Гофмана. М.: Российская политическая энциклопедия. 2008. 541 с. Цивьян Т. В. 1994. Человек и его судьба – приговор в модели мира // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука. С. 122–129. Чупров В. И. 2018. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве: концепция социокультурного механизма // Гуманитарий Юга России. Том 7. № 4. С. 13–25. Чупров В. И., Зубок Ю. А. 2013. Социокультурный механизм формирования отношения к образованию // Социологические исследования. № 1. С. 78–90. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. 2014. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М.: Норма. 352 с. Шихирев П. И. 1973. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. № 4. С. 47–53. Шюц А. 1988. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. № 2. С. 129–137. Юнг К. Г. 1991. Архетип и символ. М.: Ренессанс. СП ИВО-СиД // URL: https://www.phantastike.com/archetype/arhetip_i_simvol/zip/ (Дата посещения 17.09.2019). Юнг К. Г. 2013. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон+, Реабилитация. 320 с. Giddens A. 1991. Modernity and self-Identity. Self and society in the late modern age. Oxford: Polity. 37 р. Giddens A. 1994. The Consequences of Мodernity. Cambridge: Polity Press. 186 р.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4