Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора Научная статьяФилипова А. Г. д.соц.н. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия alexgen77@list.ruORCID ID=0000-0002-7475-1961Высоцкая А. В. Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия Al-w-buaa@rambler.ruORCID ID=0000-0001-7048-028XDOI: 10.19181/vis.2019.31.4.610Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 150-163Дата поступления статьи: 03.06.2019Скачиваний статьи: 301Рубрика: Социология образования: современные проблемыСсылка для цитирования: Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 150-163.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.610For citation: , Educational inequality in Russian schools: the influence of territorial factor. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 150-163DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.610Текст статьиАннотацияОбразовательное неравенство постоянно находится в фокусе внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей, однако существуют различия в его интерпретациях. Если говорить об образовании как о системе, то можно констатировать неравенство стартовых образовательных возможностей (на входе в систему); неравенство образовательного процесса (внутри системы) и неравенство образовательных результатов (при переходе с одной ступени на другую или выходе из системы). Целью настоящего исследования стало выявление специфики влияния территориального фактора как особого типа внешней среды на образовательное неравенство детей. В ходе исследования проверялось предположение относительно усиления влияния данного фактора в российских условиях. Методами сбора эмпирических данных стали фокус-группа и экспертное интервью. Участникам исследования – взрослым и детям – задавались вопросы, касающиеся интерпретации образовательного неравенства (форм его проявления в школьной практике); выявления факторов, влияющих на воспроизводство образовательного неравенства, в т. ч. наличия территориальной специфики в его проявлениях. Участники исследования подчёркивали локальную специфику неравенства в образовании, сравнивая город и село, большие и малые города. При этом логика сравнения больших и малых населённых пунктов прослеживается в репликах информантов всех возрастов. Дети больше говорили о неравенстве внутри образовательной системы, приводя в качестве примера разную материально-техническую оснащённость школ, уровень педагогического мастерства учителей, уровень насыщения среды населённого пункта культурно-досуговыми, образовательными и прочими учреждениями. А эксперты также приводили примеры образовательного неравенства на «входах» и «выходах» системы, говорили о социально-культурном и финансовом капиталах семьи как возможных источниках образовательного неравенства, которое с позиции организации образовательного процесса рассматривается участниками исследования на уровнях школа–локация–регион. Высказанное предположение об усилении в современных условиях влияния территориального фактора на воспроизводство образовательного неравенства нуждается в дополнительных исследованиях с привлечением данных региональной статистики. Ключевые словарегион, образовательное неравенство, школа, образовательные возможности, семьяСписок литературыВысоцкая А. В. 2018. Система среднего общего образования в российских регионах: построение имитационной модели // Ойкумена. Регионоведческие исследования. № 1 (44). С. 30–38. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-1/30-37 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. 2008. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСП. 464 с. Доступность высшего образования в регионах России / Под. ред. А. Д. Громова, Д. П. Платонова, Д. С. Семенова, Т. Л. Пырова. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с. Капуза А. В., Керша Ю. Д., Захаров А. Б., Хавенсон Т. Е. 2017. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой // Вопросы образования. № 4. С. 10–35. Константиновский Д. Л. 1999. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС. 344 с. Константиновский Д. Л. 2008. Неравенство и образование: Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП. 552 c. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю., Михайлова Я. М. 2016. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения // Вопросы образования. № 2. С. 186–201. Константиновский Д. Л. 2010. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5 (99). С. 40–65. Косякова Ю. А., Ястребов Г. А., Янбарисова Д. М., Куракин Д. Ю. 2016. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 19. № 5.С. 76–97. Кулич Н., Скопек Я., Тривенти М., Дэмрих Й., Блосфельд Х.-П. 2016. Слишком высокие ожидания? Результаты международного мультидисциплинарного исследования роли раннего воспитания и образования в социальном неравенстве // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 19. № 5 (88). С. 15–38. Липай Т. П. 2004. О проявлении стигматизации в процессе образования // Социологические исследования. № 10. С. 140–141. Оценка качества среднего образования: анализ динамики за 15 лет / Под. ред. Д. Л. Константиновского, Ф. Э. Шереги, М. Н Михалева // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. 36 с. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г., Петренко К. В. 2007. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых // Вопросы образования. № 3. С. 240–257. Прахов И. А. 2015. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. № 1. С. 88–117. Собкин В. С. 1998. Этнос. Идентичность. Образование // Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М: Институт социологии образования РАО. 268 с. Собкин В. С. 2005. Труды по социологии образования: беседы, технологии, методы: монография. М: Центр социологии образования РАО. 222 с. Собкин В. С. 2009a. Труды по социологии образования: монография. М: Институт социологии образования РАО. 292 c. Собкин В. С. 2009b. Социология образования. Труды по социологии образования: сборник статей. М: Институт социологии образования РАО. 56 с. Филипова А. Г. 2012. Социальная защита детства в современной России: монография. СПб.: Астерион. 247 с. Филипова А. Г., Высоцкая А. В. 2017. Методика построения имитационной модели (на примере среднего балла ЕГЭ в российских регионах) // Вестник Института социологии. № 23. C. 71–89. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.481 Филипова А. Г., Высоцкая А. В. 2018. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика» // Регионология. № 1 (102). Т. 26. С. 155–178. DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178 Хавенсон Т. Е., Керша Ю. Д.2017. Сравнительный анализ результатов тестов PISA и TIMSS в России и странах Европы // М.: НИУ ВШЭ. 32 с. Юдин Б. Г., Руткевич М. Н. и др. 2002. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения: монография. М.: Институт человека РАН. 265 c. Amini C., Nivorozhkin E. 2015. The urban–rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia // International Journal of Educational Development. Vol. 44. P. 118–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2015.07.006 Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. 2015. Using TIMSS and PISA results to inform educational policy: a study of Russia and its neighbours // Compare: A Journal of Comparative and International Education. Vol. 45. Issue 2. P. 248–271. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2013.855002 Fini R. 2007. School Achievement in Italy. An Empirical View // International Studies in Educational Inequality. Vol. 2. P. 157–175. Larina G. S., Markina V. M. 2017. Teachers’ beliefs about student diversity: exclusive and inclusive models. Basic research program. Working papers series: education. WP BRP 43.EDU.28 р.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4