Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов Научная статьяАвраамова Е. М. д.э.н. ИНСАП РАНХиГС, Москва, Россия eavraamova@yandex.ruORCID ID=0000-0002-8849-9429DOI: 10.19181/vis.2019.30.3.591Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 3. С. 78-95Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-010-01124.Дата поступления статьи: 23.06.2019Скачиваний статьи: 331Рубрика: Социология молодёжи: социальные ориентирыСсылка для цитирования: Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 3. C. 78-95.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.591For citation: The social positioning and social practices of Russian millenials. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 3. P. 78-95DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.591Текст статьиАннотацияВ статье рассмотрены подходы к изучению поколений, выделено поколение миллениалов в качестве специфического объекта исследования. При значительном внутреннем разнообразии и неоднородности российские миллениалы выступают в качестве целостного поколения и по своим социальным ориентациям и поведенческим характеристикам отличаются от старших поколений. Исследована их социальная самоидентификация и определены критерии идентичности различных молодёжных групп. Показано, что их статусная самооценка существенно выше, чем у старших поколений, и в её основе лежат несколько иные критерии. Так, хотя уровень материального положения, как и у старших поколений, играет ведущую роль в статусной самооценке, в основе самоидентификации миллениалов лежат также уровень образования и профессиональный статус, что может свидетельствовать об их готовности признать ценности меритократического общества. Их социальный капитал формируется из источников, которые предоставляет новая информационно-коммуникационная среда, более разнообразных и доступных, чем прежде. В результате новых возможностей формирования социального капитала его использование в различных средах становится более эффективным. Миллениалы декларируют высокую степень солидарности со старшим поколением, одновременно в значительном масштабе принимая от него монетарную и немонетарную помощь. В то же время они в высшей степени лояльны к различным проявлениям благотворительности и волонтёрства, нередко сами в них участвуя. В целом можно сказать, что миллениалы достаточно плотно включены в систему социальных обменов и готовы выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия. Статья базируется на данных исследования «Дифференциация молодёжных групп: экономическая активность, демографическое поведение, социальные практики», проведённого Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2019 г. Репрезентативная для населения России в возрасте от 18 до 35 лет выборка составила 3,5 тыс. респондентов. Ключевые словамолодёжь, социально-экономическое поведение, социально-экономическое развитие, социальные практики, теория поколений, миллениалы, ресурсы развития, социальный капитал, социальная структураСписок литературыАвраамова Е. М. 2018. Средний класс: мировые тренды и российские реалии // Общественные науки и современность. № 2. С. 22–33. Грановеттер М. 2009. Сила слабых связей // Экономическая социология. Т. 10. № 4. С. 31–50. Дюркгейм Д. Э. 1991. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 575 с. Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство. 464 с. Мангейм К. 1998. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. № 2 (30). С. 7–47. Маркузе Г. 1970. Очерк об освобождении. М.: Наука. 80 с. Никонов Е. Л., Шамис Е. М. 2017. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Издательский дом Университета «Синергия». 140 с. Патнем Р. 1996. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. М.: Ad Marginem. 287 с. Петухов В. В. 2014 Поколение «нулевых»: идеологические установки и политическое участие в России // Россия и Китай: молодёжь XXI века [монография] / отв. редакторы: Горшков М. К., Ли Чунлинь, Голенкова З. Т., Козырева П. М. М.: Новый хронограф. С. 239–259. Радаев В. В. 2018a. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. № 3. С. 15–33. Doi: 10.7868/S0132162518030029 Радаев В. В. 2018b. Прощай, советский простой человек! // Общественные науки и современность. № 3. С. 51–65. RuGenerations – российская школа Теории поколений // Сайт проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений». URL: https://rugenerations.su (Дата посещения: 14.07.2019). Тихонова Н. Е. 2018a. Модель субъективной стратификации российского общества и её динамика // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. Т. 126. № 1–2. С. 17–29. Тихонова Н. Е. 2018b. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. № 27. С. 11–43. Doi: 10.19181/vis.2018.27.4.536 URL: https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2018_27/Tikhonova_11-43.pdf (Дата посещения: 28.07.2019). Feuer L. S. 1969. The Conflict of Generations: the character and significance of student movements. N. Y.: Basic Books. 543 p. Ghitza Y., Gelman А. 2014. The Great Society, Reagan's Revolution, and Generations of Presidential Voting Yair Ghitza Andrew Gelman / Unpublished manuscript, Columbia University // URL: https://static01.nyt.com/newsgraphics/2014/07/06/generations2/assets/cohort_voting_20140707.pdf (Дата посещения: 14.07.2019). Lipset S. M. 1972. Rebellion in the university. Boston: Little, Brown & Co. 310 p. Newcomb T. M., Turner R. H., Converse P. E. 1965. Social Psychology: The Study of Human Interaction. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston. 495 p. Putnam R. D. 2000. Bowling Alone: The collapse and revival of American community. N. Y.: Simon and Schuster. 541 p. Strauss W., Howe N. 2009. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. Crown/Archetype. 400 p. Mannheim K. 1929. Ideologie und Utopie. Bonn. 252 p.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 3