Мифы и реалии социальной политики Редакторская заметкаШевяков А. Ю. д.э.н., проф., Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, ashevi@gmail.comМифы и реалии социальной политики// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 48-97Скачиваний статьи: 1379Рубрика: Тема номера: Социальная политика российского государстваСсылка для цитирования: Шевяков А. Ю. Мифы и реалии социальной политики // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 48-97.For citation: Myths and realities of social policy. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 48-97Текст статьиАннотацияВ статье ряд мифов, связанных с социальной политикой российского государства, сопоставляется с реальной ситуацией. Рассматриваются следующие устойчивые представления, которые можно интерпретировать как мифы: рост уровня жизни россиян в последние годы (исключая кризис); эффективность рыночных механизмов в социальной сфере по сравнению с государственными; экономический рост автоматически приводит к успешному решению социальных проблем и повышению уровня жизни большинства населения, а все проблемы социальной сферы лежат в ресурсной плоскости; в странах, осуществляющих модернизацию экономики, рост неравенства неизбежен и представляет собой временное явление; адресное ресурсное вливание рассматривается как основной метод эффективного решения социальных проблем и повышения уровня жизни большинства населения; надо дать «удочку в руки», а не увеличивать расходы государства; необходимо достичь равнодоступность услуг социальной сферы (жилья, образования, здравоохранения и т. п.); плоская шкала налогов означает равномерное для всех налогообложение; ипотека является основным способом решения жилищной проблемы; необходимо догнать и перегнать развитые страны; основной причиной снижения неравенства является справедливость. Показано несоответствие перечисленных представлений российским социальным реалиями. Так, несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов в «тучные» годы, социальная поляризация ввиду форсированного роста самых высоких доходов и зарплат не уменьшалась, а продолжала нарастать; рыночные механизмы в сфере социальной политики не могут быть более эффективными, чем механизмы государственного управления, так как цели и задачи государства значительно шире чисто экономических; экономический рост сам по себе недостаточен для повышения уровня жизни населения, именно государство ответственно за выстраивание таких распределительных отношений, когда экономический рост влечёт за собой и рост благосостояния большинства населения и т.п. Общий вывод заключается в том, что основная проблема неравенства и бедности населения лежит не в плоскости недостатка ресурсов, а в механизмах их распределения и перераспределения. В интересах российского правящего класса привести социально-экономическое неравенство к разумным пропорциям, обеспечивающим консолидацию общества, доверие к государственной власти и благоприятные условия для экономического и демографического роста. Перенос центра тяжести социально-экономической политики на оптимизацию распределительных отношений приобрёл ключевое значение для оздоровления и процветания нашей страны.Ключевые словасоциальная политика, неравенство, бедность, жильё, налогообложениеСписок литературы1. Atkeson A; Lucas R. E. Jr. On efficient distribution with private information // Review of Economic Studies. 1992. № 59. № 3. P. 427–453. 2. Phelan C. On the long run implications of repeated moral hazard // Journal of Economic Theory. 1998. V. 79. № 2. P. 174–191. 3. Farhi E.; Werning I. Inequality, social discounting and estate taxation // NBER working paper, № 11408. 2005. URL: http://www.nber.org/papers/w11408. 4. World Bank. Equity and Development: World Development Report 2006. N.Y.: The World Bank and Oxford University Press, 2006. 5. Cornia, G. A. (ed.). Inequality, Growth, and Poverty in an Era of Liberalization and Globalization. Oxford: Oxford Univ. Press, 2004. 6. Persson T.; Tabellini G. Is inequality harmful for growth? Theory and evidence // American Economic Review. 1994. № 8.,P. 600–621. 7. Li H.; Zou H. Income inequality is not harmful for growth: theory and evidence // Review of development Economics. 1998. № 2. P. 318–334. 8. Социальные проблемы современной России: Московская специфика. Коллектив. моногр. / [Г. Волкова и др.]; под ред. А Ю. Шевякова. М.: ИСЭПН РАН, 2010. 9. Портал «Demographia». URL: http://www.demographia.com. 10. Планета городов. URL: http://www.urban-planet.org. 11. Шевяков А. Ю., Жаромский В. С., Сопцов В. В. Стратегические направления политики доходов населения города Москвы // Экономика мегаполисов и регионов. 2008. Октябрь. № 5 (23). С. 15. 12. Туроу Л. Будущее капитализма: как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. С. 288–291. 13. Шевяков А., Кирута А. Измерение экономического неравенства. М.: Лето, 2002. 14. Wilkinson & Pickett, The Spirit Level. 2009. URL: http:// www.equalitytrust.org.uk. 15. The Complete Worldwide Tax And Finance Site. URL: http://www.worldwide-tax.com [Дата посещения: 27.09.2010].Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1