Социология образования: многосменное школьное обучение в Улан-Баторе Научная статьяОролмаа М. . д.соц.н. Монгольский Государственный университет, Улан-Батор, Монголия munkhbat@num.edu.mnТэгшээ Б. . д.соц.н. Монгольский Государственный университет, Улан-Батор, Монголия tburenjargal@gmail.comДашзэвэг М. . Монгольский Государственный университет, Улан-Батор, Монголия munkhturd5@gmail.comDOI: 10.19181/vis.2019.29.2.579Социология образования: многосменное школьное обучение в Улан-Баторе// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 2. С. 107-124Скачиваний статьи: 306Рубрика: Социология образования: социальные аспекты школьного образованияСсылка для цитирования: Оролмаа М. ., Тэгшээ Б. ., Дашзэвэг М. . Социология образования: многосменное школьное обучение в Улан-Баторе // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 2. C. 107-124.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.579For citation: , , Sociology of education: multi-shift schooling in Ulaanbaatar. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 2. P. 107-124DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.579Текст статьиАннотацияВ статье проанализировано многосменное школьное обучение и его влияние на качество образования в городе Улан-Батор, Монголия. Показаны особенности, преимущества и недостатки многосменного школьного обучения, успеваемость учащихся в средней школе, удовлетворённость родителей и учеников качеством, доступностью образования, а также изучены мнения о многосменном школьном обучении. С распадом социалистической системы и переходом к рыночным отношениям многочисленные миграционные потоки из провинции в столицу привели к механическому приросту численности населения, в результате чего государственная политика по всеобщему вовлечению в школы всех детей шестилетнего возраста, а также процесс перехода от десятилетней системы обучения к новой двенадцатилетней столкнулись с возросшей нагрузкой, школы стали испытывать недостаток средств, дефицит учителей и учебного оборудования. В поисках решений этих проблем некоторые школы увеличили число учащихся в одном классе до 45 и более, а другие ввели третью смену обучения, ставшую обычной практикой для многих средних школ в Улан-Баторе. В рамках исследовательского проекта 2016 г. кафедра социологии и социальной работы Монгольского Государственного университета провела научно-исследовательскую работу по изучению многосменной системы школьного обучения, применив различные методы исследования (опрос, интервьюрирование, наблюдение и контент-анализ). В рамках исследования «Многосменность в средних школах в Улан-Баторе и качество образования», проведённого в 2016–17 гг., были использованы научные подходы структурного функционализма, феноменологии и теории обмена для анализа качественных и количественных данных. Многосменная система школьного обучения, особенно трёхсменная, создаёт большие проблемы. По данным нашего исследования, все основные заинтересованные стороны (учителя, родители и ученики) видят в ней негативное влияние на качество образования и ограничение возможностей учеников поступить в лучшие высшие учебные заведения, учащиеся школ с трёхсменной системой (по сравнению с двухсменной) получают на 20% меньше учебных часов. Трёхсменное обучение введено преимущественно в школах, которые посещают дети из уязвимых социальных групп. Такая практика создаёт социальную дискриминацию и нарушает права детей на равное и качественное образование. 17,9% респондентов, принявших участие в нашем исследовании, имеют доход менее 185 000 тугриков в месяц (равно 80 долларам США), а 5,4% не имеют никаких доходов. Трёхсменная система школьного обучения отрицательно влияет на здоровье и безопасность школьной среды, увеличивая рост заболеваемости среди детей и число прогулов.Ключевые словамногосменное школьное обучение, качество образования, учащиеся, средняя школа, трёхсменное обучениеСписок литературыГомбо С., Мунхбат О. 2003. О социальной структуре Монгольского обшества // Социологические исследования. № 6. С. 129–130. Константиновский Д. Л. 2006. Доступность качественного общего образования в России: возможности, ограничения // Вопросы образования. № 2. С. 186–202. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. 2006. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос. 208 с. Bray M.1989. Multi-shift schooling: Design and Operation for cost effectiveness. Hong-Kong: University of Hong-Kong. First edition. 120 p. Carron G., Chau T. N. 1996. The quality of primary schools in different contexts. Paris: UNESCO. 306 p. Linden T. 2001. Double-shift secondary schools: Possibilities and Issues. Washington: Washington DC: The World Bank. 24 p. Secondary Education in Brazil: Time to Move Forward. 2000. Washington D.C.: World Bank and Inter-American Development Bank. 110 p. Postlewaithe N. 1998. The conditions of primary schools in least-developed countries // International Review of Education. № 44 (4). Р. 289–317.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 2