Потребность в профессиональном и личном наставничестве в современном социуме Научная статьяКоренькова М. М. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Нижний Новгород, Россия mkorenkova@hse.ruORCID ID=0000-0002-1611-6708DOI: 10.19181/vis.2019.29.2.575Потребность в профессиональном и личном наставничестве в современном социуме// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 2. С. 45-57Скачиваний статьи: 353Рубрика: Социология молодежи: установки в современной реальностиСсылка для цитирования: Коренькова М. М. Потребность в профессиональном и личном наставничестве в современном социуме // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 2. C. 45-57.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.575For citation: Koren`kova M. M. The need for professional and personal mentorship in modern society. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 2. P. 45-57DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.29.2.575Текст статьиАннотацияВ связи с масштабными трансформациями современного общества произошли значительные изменения в образе жизни россиян. Данные изменения затронули как материальную, так и морально-ценностную сферы жизни современного человека. В статье рассматривается наметившаяся тенденция следовать экспертному мнению при совершении выбора и принятии решений как в бытовых, так и в профессиональных контекстах жизни у россиян молодого и среднего возраста. Увеличившийся объём информации и высокий темп жизни повысили профессиональные и личностные требования при принятии на работу или присоединении к социальной группе, включая семью, что ведёт к повышению спроса на экспертное мнение и консультационные услуги. Кроме того, в статье исследуются стили и способы личностного развития как новые социальные практики современного общества. Понимание развития как естественного и спонтанного процесса уступает место новому подходу к формированию личности как упорядоченному и систематическому развитию, являющемуся результатом целенаправленного следования экспертному мнению и посещению различных тренингов для личного и профессионального прогресса. В статье приводится краткий анализ сайтов, предлагающих консультационные услуги в разных областях личной и профессиональной жизни, а также рассматриваются предпосылки и способы создания мотивации для обращения к платным экспертам в сфере личностного развития и эффективность предлагаемых услуг. Автором сделан вывод о существовании достаточно высокого спроса на консультационную деятельность тренеров по личностному росту, тематических блогеров, персональных тренеров в спортзале, ведущих каналов на видеохостинге YouTube, а также лидеров мнений в социальных сетях. Несмотря на отсутствие механизма верификации результатов данных услуг, их популярность остаётся высокой. Личное наставничество и наличие персонального консультанта, коуча, ментора, психолога или духовника рассматривается некоторой группой людей как неотъемлемая часть жизни и даже возводится в рамки престижа.Ключевые словаличностное развитие, тренинги, коуч, персональный тренер, блогерСписок литературыАвраменкова В. В. 2002. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире // Вопросы психологии. № 1. С. 3–16. Аксенова О. В., Халий И. А. 2018. Современное развитие. К постановке темы исследования // Вестник Института социологии РАН. № 24. C. 13–26. URL: http://www.vestnik-isras.ru [Дата посещения: 25.10.2018]. Барменков Е. 2017. Иллюзия развития: чем опасны тренинги личностного роста // Forbes. 15.06.2017. URL: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/345795-illyuziya-razvitiya-chem-opasny-treningi-lichnostnogo-rosta [Дата посещения: 25.10.2018]. Белик А. А. 2009. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие. М.: РГГУ. 613 с. Большаков К. 2004. Тренируй и властвуй // КоммерсантЪ Деньги. № 36. С. 80–85. https://www.kommersant.ru/doc/504616 [Дата посещения: 18.10.2018]. Возьмитель А. А. 2017. Концептуальные основы социологии образа жизни // Вестник Института социологии. № 23. C. 13–44. URL: http://www.vestnik-isras.ru [Дата посещения: 25.10.2018]. Дубовка Д. Г. 2017. Сила слова старца: механизм осуществления харизматической власти // Антропологический форум. № 33. С. 36–64. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru [Дата посещения: 25.10.2018]. Ефремова М. В., Чкалова О. В., Бошман Т. К. 2015. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. № 21 (420). С. 25–37. Игнатьев А. И., Куличкина М. В. 2017. «Instagram» как эффективная площадка для продвижения товаров и услуг // Студенческий форум: электрон. научн. журн. № 7 (7). С. 64–68. URL: https://nauchforum.ru/journal/stud [Дата посещения: 25.10.2018]. Козлова Н. С. 2014. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. № 16. С. 387–390. URL: https://moluch.ru/archive/75/12840/ [Дата посещения: 25.10.2018]. Коренькова М. М. 2018. Популярность личных тренингов // Омские социально-гуманитарные чтения–2018: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ. С. 57–62. Котлер Ф. 2015. Основы маркетинга. 5-е европейское изд. / Ф. Котлер, А. Гари. М.: Вильямс. 752 c. Лучков В. В., Певзнер М. С. 1981. Значение теории Л. С. Выготского для психологии и дефектологии // Вестник Московского Университета. Серия 14. «Психология». № 4. С. 60–70. URL: http://msupsyj.ru [Дата посещения: 25.10.2018]. Нисская А. К. 2016. Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4. С. 50–57. URL: sdo-journal.ru [Дата посещения: 25.10.2018]. Олексенко А. И. 2007. Антропологические матрицы ХХ века. Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. Приглашение к диалогу М.: Прогресс-Традиция. 666 c. Соколов М. 2017. Почему «взлетает» только 1% стартапов — и это нормально // Forbes. 23.03.2017. http://www.forbes.ru/tehnologii/339113-pochemu-vzletaet-tolko-1-startapov-i-eto-normalno [Дата посещения: 25.10.2018]. Weber M., Roth G., Wittich C. 1978. Economy and society: An outline of interpretive sociology. Berkeley: University of California Press. 1470 p.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 2