«Зимняя вишня» и полигон «Ядрово» как две стороны одной медали: сложности осмысления очевидного Научная статьяНикитина Б. А. к.соц.н., доц., доцент кафедры социологии и психологии, Самарский государственный экономический университет belanik@yandex.ruDOI: 10.19181/vis.2019.28.1.555«Зимняя вишня» и полигон «Ядрово» как две стороны одной медали: сложности осмысления очевидного// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 1. С. 29-61Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 18-411-630003Скачиваний статьи: 235Рубрика: Российские реалии: современные вызовыСсылка для цитирования: Никитина Б. А. «Зимняя вишня» и полигон «Ядрово» как две стороны одной медали: сложности осмысления очевидного // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 1. C. 29-61.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.28.1.555For citation: “Zimnyaya Vishnya” and the “Yardovo” landfill as two sides of the same coin: difficulties in comprehending the obvious. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 29-61DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.28.1.555Текст статьиАннотацияКризис в системе обращения с ТБО пришёл в Россию позже, чем в развитые страны, в связи с тем, что в период социализма повседневное потребление было ограничено дефицитом товаров. После перехода страны на рельсы капитализма, особенно в «тучные» годы, российское население стало компенсировать свою прежнюю депривированность, активно занявшись потреблением без оглядки на экологические последствия. Причиной такого поведения стала специфическая система ценностей населения, предопределённая историей страны. В то же время система государственного управления игнорировала необходимость формирования системы обращения с отходами, которая была бы адекватна изменившемуся образу жизни населения. Очевидно, что кризис в этой сфере назревал, но его формы оказались неожиданными для государственных и муниципальных менеджеров. В этой связи принимаемые ими решения носят глубоко ошибочный или недостаточный характер, который не приближает общество к устойчивому состоянию, но лишь откладывает решение проблемы. Реальное изменение ситуации должно начинаться не там, где находится конец жизненного цикла товаров, а там, где он начинается. Поэтому важен опыт стран Европы, где в социальную и экономическую жизнь активно внедряются принципы циркулярной (циклической) экономики, предполагающей, что товары могут быть не только куплены, но и починены, использованы вторично, модернизированы, переданы или перепроданы и т. д. Для реализации этих действий нужна специфическая инфраструктура, важной частью которой является интернет. Уже сейчас спонтанно развиваются шеринговые платформы для обмена и/или безвозмездной передачи, однако этого недостаточно. По аналогии с дворцами сверхпотребления типа торгового центра «Зимняя вишня» должны появиться рассредоточенные площадки для просьюмеризма, где люди будут заниматься различными стадиями воспроизводства предметов для личного или общественного пользования. Такие общественные пространства позволят развивать виды деятельности, сплачивающие локальные сообщества, семейные группы, а также преодолевающие отчуждение потребителей от производимых товаров за счёт развития понимания их устройства и жизненного цикла воспроизводства. Одним из условий или формой проявления трансформации образа жизни социума станет изменение городской инфраструктуры и уход от практик массового централизованного потребления, что будет снижать техногенные и экологические риски и повышать качество жизни населения.Ключевые словаторговые центры, общество потребления, сверхпотребление, транспотребление, система обращения с отходами, твёрдые коммунальные отходы, просьюмеризм, циклическая/циркулярная экономикаСписок литературыАборвалова О. 2011. Торговые центры в социальном континууме городского пространства // ИСОМ. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/torgovye-tsentry-v-sotsialnom-kontinuume-gorodskogo-prostranstva [Дата посещения: 11.12.2018]. Аксенова О. В., Халий И. А. 2018. Современное развитие. К постановке темы исследования // Вестник Института социологии. № 24. C. 13–26. URL: http://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2018_24/Aksenova,Khaliy.pdf [Дата посещения: 11.12.2018]. doi: 10.19181/vis.2018.24.1.492 Бодрийар Ж. 2001. Система вещей. М.: РУДОМИНО. С. 214. Вендина О. 2013. Две Москвы: мировоззрение москвичей и дифференциация городского пространства // Вестник института Кеннана. № 23. C. 87–100. Думнов А. 2018. Статистика или игра в «цифирьки»? // Национальный портал «Природа России». URL: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=12112 [Дата посещения: 11.12.2018]. Зубаревич Н. 2018. Москва в гиперотрыве от страны // Веб-сайт «Полит.Ру». URL: http://polit.ru/article/2018/03/06/moscow/ [Дата посещения: 12.12.2018]. Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое издательство. 464 с. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие / Под ред. Я. И. Кузьминова, Л. Н. Овчаровой, Л. И. Якобсона. М.: ИД ВШЭ, 2018. Кузнецов Д., Максимов М. 2013. Коллективный субъект анти-консьюмеризма: к постановке проблемы // Философия и общество. № 2 (70). С. 100–119. URL: https://www.socionauki.ru/journal/files/fio/2013_2/100-119.pdf [Дата посещения: 17.12.2018]. Малахов С. 2018. Самоорганизация несовершенных рынков в условиях разброса цен: невидимая рука против праздного потребления // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). Т. 10. № 2. С. 6–24. DOI:10.17835/2076-6297.2018.10.2.006-025. Никитина Б. 2017. Роль населения в организации обращения с коммунальными отходами: сравнительный анализ российских и европейских тенденций // Телескоп. № 6 (126) С. 34–40. URL: http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/2017/2017-6-05.pdf [Дата посещения: 11.09.2018]. Орехов Д. 2015. Исследование типов российских покупателей торговых центров // Известия СПбГЭУ. № 1 (91). С. 101–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tipov-rossiyskih-pokupateley-torgovyh-tsentrov [Дата посещения: 20.12.2018]. Пилипенко Е., Габрук Е. 2009. Феномен торговых центров как отражение особенностей экономики знаний // Вестник ЧелГУ. № 3. C. 19–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-torgovyh-tsentrov-kak-otrazhenie-osobennostey-ekonomiki-znaniy [Дата посещения: 17.12.2018]. Рагимова С. Прибыль кубометрами // URL: http://www.forbes.ru/brandvoice/sap/345857-pribyl-kubometrami [Дата посещения: 11.12.2018]. Радаев В. В. 2005. Экономическая социология. М.: ГУ ВШЭ. 605 c. Состояние экологии и включённость в экологические практики. 2018 // Фонд «Общественное мнение». URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14146 [Дата посещения: 11.12.2018]. Тоффлер Э. 2002. Третья волна. М.: ACТ. 557 c. Alderete М. V. 2017. The Age of Prosumerism: Some Micro-Economic Analysis Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research Vol.12. № 3. URL: https://dx.doi.org/10.4067/S0718-18762017000300002 Beer D., Burrows R. 2010. Consumption, Prosumption and Participatory Web Cultures: An introduction // Journal of Consumer Culture. Vol. 10. Issue 1. P. 3–12. DOI:10.1177/1469540509354009. Bellos I., Ferguson M. 2015. Moving from a Product-Based Economy to a Service-Based Economy for a More Sustainable Future URL: https//mason.gmu.edu/~ibellos/bfchapter.pdf. [Дата посещения: 11.12.2018]. Bruin H. de. 2010. Green Product Development: Key To Philips’ Sustainability Policies. URL: https://thegreentake.wordpress.com/2010/01/08/philips/ [Дата посещения: 18.12.2018]. Buntz B. 2017. 8 Strategies to Transition to a Product-as-a-Service Business Model. URL: https://www.iotworldtoday.com/2017/06/14/8-strategies-transition-product-service-business-model [Дата посещения: 10.01.2019]. Maintenance, Upgrades & Repairs. 2018. // Официальный сайт компании Canon URL: https://www.canon-europe.com/pro/services/ [Дата посещения: 11.12.2018]. Cherrier Н. 2010. Custodian Behavior: A Material Expression of Anti-consumerism // Consumption, Market & Culture. Vol. 3. P. 259–272. DOI: 10.1080/10253861003786983 Campbell C. 2005. The Craft Consumer. Culture, Craft and Consumption in a Postmodern Society // Journal of Consumer Culture. Vol. 5. № 1. P. 23–42. DOI: 10.1177/1469540505049843 D’Astous A., Legendre A. 2009. Understanding Consumers’ Ethical Justifications: A Scale for Appraising Consumers’ Reasons for Not Behaving Ethically // Journal of Business Ethics. Vol. 87. № 2. P. 255–268. DOI: 10.1007/s10551-008-9883-0 Dilger D. 2018. Refurbished, high-end iPhones are suffocating the growth of cheap new Androids. URL: https://appleinsider.com/articles/18/03/14/refurbished-high-end-iphones-are-suffocating-the-growth-of-cheap-new-androids [Дата посещения: 11.12.2018]. Eckhardt G. M., Belk R., Devinney T. M. 2010. Why don’t consumers consume ethically? // Journal of Consumer Behaviour. Vol. 9. № 6. P. 426–436. DOI: 10.1002/cb.332 Gurova O. Fashion and the Consumer Revolution in Contemporary Russia. London: Routledge, 2015. 200 p. Ritzer G. 2013. Prosumption: Evolution, revolution, or eternal return of the same? Journal of Consumer Culture Vol. 14 (1). P. 3–24. DOI: 10.1177/1469540513509641 Ritzer G., Jurgenson N. 2010. Production, Consumption, Prosumption. // Journal of Consumer Culture, Vol. 10 (1), P. 13–36. DOI: 10.1177/1469540509354673 Starr M. 2009. The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence // The Journal of Socio-Economics. Vol. 38 (6). № 6. P. 916–925. DOI: 10.1016/j.socec.2009.07.006 Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 1