Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России

Научная статья

Темницкий А. Л. д.соц.н., доц.,
доцент МГИМО (Университет) МИД России; старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН
taleksandr@list.ru
ORCID ID=0000-0002-5275-7457
Elibrary SPIN=5717-0857
Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России
// Вестник Института социологии. 2018. Том 9. № 3. С. 121-142


Скачиваний статьи: 538
Рубрика: Социология труда: жизненные планы настоящих и будущих работников

Ссылка для цитирования:
Темницкий А. Л. Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России // Вестник Института социологии. 2018. Том 9 № 3. C. 121-142.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.26.3.529

For citation:
Temnitskiy A. L. Life success values and their fulfillment for Russia’s working population. Vestnik instituta sotziologii. 2018. Vol. 9. No. 3. P. 121-142
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.26.3.529

Аннотация

В статье актуализируется проблема достижения успеха в жизни работающего населения современной России. Предлагаемый подход направлен на поиск связей между представлениями об успехе и их воплощением в реальных практиках и оценках повседневной жизни. Информационной базой для анализа стали данные общероссийского опроса 4000 россиян, проведённого федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН в мае 2017 г. На основе факторного анализа ценностных представлений об успехе в жизни выявлены шесть типологических категорий работников. Основное содержание статьи направлено на раскрытие связи этих категорий (факторов) с социально-демографическими характеристиками работников, моделями достижения успеха в трудовой и семейной сферах, в материальном благополучии, реализации жизненных планов и индивидуальных устремлений. Содержание связей обнаруженных факторов с построенными моделями показало, что утверждать о наполненности ценностных представлений об успехе в жизни реальному содержанию можно лишь применительно к двум факторам из шести протестированных. Категория «новых консерваторов», возвышающая ценности интересной работы, семьи, надёжных друзей на фоне отрицания уравнительной ценности «жить не хуже других», демонстрирует умеренный успех в работе и материальном благополучии, реализации жизненных планов. Категория «самодостаточных собственников», образованная на основе корреляций ценностей самостоятельности и важности владеть престижной собственностью на фоне отрицания ценности честно прожитой жизни, отличается от других не только более высоким размером личного дохода, наличием статусных признаков престижа (второе жильё, новый автомобиль), но и большей критичностью в оценках результатов своих достижений. Остальные факторы не получили содержательного подкрепления. В статье показано, что сочетание ценностей семьи, интересной работы, надёжных друзей с нежеланием «жить как все», воплощённое в факторе «новых консерваторов», может рассматриваться как наиболее надёжный и позитивный для личности и общества путь в достижении жизненного успеха работающего населения России.

Ключевые слова

жизненный успех, ценности, работа, семья, материальное благополучие, модели достижения, индивидуальные устремления, факторный анализ, работающее население

Список литературы

Абрамов К. В. 2010. Социально-психологические возможности молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 143–150.

Банникова Л. Н., Воронина Л. Н., Вишневский Ю. Р. 2013. Новые явления в ценностных ориентациях уральских студентов // Социологические исследования. № 2. С. 58–68.

Бевзенко Л. 2007. Жизненный успех, ценность, стили жизни // Социология: теория, методы, маркетинг. № 4. С. 132–251.

Веблен Т. 2011. Теория праздного класса / Пер. с англ. Общ. ред. В. В. Мотылева. Изд. 3-е. М.: ЛИБРОКОМ. 386 с.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э. 2010. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи // Мониторинг общественного мнения. № 1. С. 5–36.

Зарубина Н. Н. 2004. Бизнес в зеркале русской культуры. М.: Анкил. 306 с.

Латов Ю. В, Латова Н. В. 2018. Ценностно-мировоззренческая специфика жителей столиц и регионов // Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь Мир. С. 178–203.

Маршак А. Л., Рожкова Л. В. 2015. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. № 8. С. 157–160.

Мареева С. В. 2018. Жизненные цели жителей столиц и регионов и возможность их достижения // Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. М.: Весь Мир. С. 159–177.

Мертон Р. 2006. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель. 873 с.

Петухов В. В. 2015. Российская трансформация и общественная мораль // Социологические исследования. № 12. С. 28–40.

Темницкий А. Л. 2011. Пути становления эффективного работника-партнера // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). Том 3. № 1. С.28–49.

Тульчинский Г. Л. 1994. Российский духовный опыт и проблема успеха // Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Тюмень-Москва. Вып. 3. С. 12–16.

Хубер Р. 1995. Почему люди стремятся преуспеть / Пер. с англ. И. В. Бакштановской // Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Тюмень-Москва. Вып. 4. С. 171–189.

Ярошенко С. С. 2006. Поколение NEXT. Границы жизненного успеха молодых селян при капитализме // Журнал исследований социальной политики. Том 4. № 2. С. 205–214.

Rokeach M. 1973. The nature of human values. N.Y.: Free Press. 438 p.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2018. Vol. 9. No. 3