Мотивационные позиции студенческой молодёжи на образовательном поле Научная статьяЖукоцкая А. В. д.филос.н., проф., заведующий общеуниверситетской кафедрой философии и социальных наук, Московский городской педагогический университет azhuk1@mail.ruВасильев И. А. к.филос.н., доц., руководитель лаборатории мониторинга результатов научно-исследовательских работ и проектов, Московский городской педагогический университет via0707@mail.ruМотивационные позиции студенческой молодёжи на образовательном поле// Вестник Института социологии. 2018. Том 9. № 2. С. 78-99Скачиваний статьи: 32Рубрика: Социальные слои и группы: установки и действияСсылка для цитирования: Жукоцкая А. В., Васильев И. А. Мотивационные позиции студенческой молодёжи на образовательном поле // Вестник Института социологии. 2018. Том 9 № 2. C. 78-99.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.511For citation: , College students’ motivational attitudes in the educational field. Vestnik instituta sotziologii. 2018. Vol. 9. No. 2. P. 78-99DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.511Текст статьиАннотацияПостсоветское молодое поколение существенно отличается от поколения своих родителей. Оно другое. У него другие условия жизни, иные установки, мотивы поведения. Несмотря на неблагоприятные социально-экономические условия, сложившиеся в стране в последние годы, не снизился интерес молодёжи к продолжению образования. Как показали ранее проведённые нами исследования, свыше 80% выпускников московских школ были мотивированы на поступление в вуз. В то же время трансформации, происходящие в жизни человека и общества, формирующийся рынок труда выдвигают всё более конкретные требования к формированию образовательных отношений в вузе, к содержанию и качеству высшего образования. Исследование, о ключевых результатах которого идёт речь в статье, выполнено в 2017 г. в рамках Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–18 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»). Целью выполнения данного научно-исследовательского проекта являлось определение взаимосвязей и взаимозависимостей, многообразных социальных и психологических мотивов, детерминирующих социально-познавательную деятельность абитуриентов и студентов-первокурсников различных ступеней и профилей образования. Свою задачу исследователи видели в том, чтобы определить доминирующие и периферийные («фоновые») факторы мотивации познавательно-интеллектуального, практико-ориентированного, коммуникативного и иного характера; проанализировать степень их влияния как на выбор абитуриентами конкретного вуза для продолжения образования, так и на выбор студентами бакалавриата и магистратуры первого года обучения предпочтительных для них направлений подготовки; разработать структуру образовательных мотиваций обучающихся. В исследовании приняли участие N=1972 респондента. Выборка носила случайный характер. Между тем, доля проанкетированных студентов бакалавриата первого года обучения составила 76% от генеральной совокупности данной категории обучающихся (по состоянию на 24.04.17); доля респондентов, обучавшихся на тот же период на первом курсе магистратуры составила 68% от генеральной совокупности студентов этой категории. Спектр мотивационных отношений респондентов к обучению в вузе подразделяется на конструктивно-прагматические, пассивно-уклончивые, конформистско-оптимистические и неконструктивно-пессимистические. Наиболее значимыми побуждающими факторами, повлиявшими на выбор абитуриентами конкретного вуза выступили: самостоятельный выбор; возможность обучения на бюджетной основе; интересная образовательная программа, высокое качество преподавания; государственный статус вуза и ряд других. В ходе исследования был выявлен комплекс факторов, затрудняющих образовательный процесс и оказывающих определённое негативное влияние на формирование мотивационных позиций обучающихся: неумение хорошо планировать своё время; чрезмерная учебная нагрузка; не вполне удовлетворительное качество преподавания ряда дисциплин и др. В завершение сформулирован развёрнутыйпрогноз дальнейшего формирования и развития позитивных мотивационных отношений у потенциальных и реальных студентов конкретной образовательной организации.Ключевые словастуденты, мотивы, образовательные отношения, доминирующие факторы, периферийные факторы, структура мотивацииСписок литературыАсеев В. Г. 1976. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Просвещение. 158 с. Божович Л. И. 1972. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика. 352 с. Боровский В. М. 1927. Введение в сравнительную психологию. М.: Работник просвещения. 268 с. Бурдье П. 1994. Начала / Пер. с фр. Шматко Н. А. M.: Soсio-Logos. 288 с. Бурдье П. 2005. Введение в социологию социальных наук: объективация субъекта объективации // Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии. М.: Праксис. C. 9–13. Гуськова Н. Д., Краковская И. Н. 2010. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. № 5. С. 53–58. Ефимова И. Н. 2012. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 4 (1). С. 19–25. Мормужева Н. В. 2013. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: типография «Два комсомольца». С. 160–163. Крылова М. Н. 2013. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. № 3. С. 86–95. Константиновский Д. Л. 2016. Формирование ориентаций молодёжи в сфере образования // Вестник Института социологии. № 19. C. 13–27. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.427. Копалкина Е. Эксперты оценили долю бесполезных для экономики госрасходов в 70% // URL: http://www.rbc.ru/economics/13/10/2017/ 59dfa8f89a79471a6bc8a307?utm source=pushc [Дата посещения: 17.12.17]. Лазурский А. Ф. 2000. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: АСТ. С. 472–491. Леонтьев А. Н. 2005. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Серия: Высшее образование. М.: Смысл, Академия. 352 с. Маслоу А. 2017. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2017. 478 с. Мельник Е. В., Боровская Н. И. Ведущий тип мотивации при выборе профессиональной деятельности спортивного психолога и тренера // Материалы международного психолого-педагогического симпозиума памяти профессора В. А. Родионова (26 апреля 2017 года). М.: Новая книга, 2017. С. 89–94. Немов Р. С. 2003. Психология: Учебник. В 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС. 688 c. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова и др. М.: ЦСП, 2015. 232 с. Орлов Ю. М. 2006. Оздоравливающее мышление. Издание 2-е, М.: Спайдинг. 90 с. Парсонс Т. 2015. Профессии и социальная структура / Пер. с англ. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РЖ. Сер. 11: Социология. М.: ИНИОН РАН. № 4. С. 153–170. Рубинштейн С. Л. 2000. Основы общей психологии. СПб: Питер. 712 с. Шадриков В. Д. 1996. Психология деятельности и способности человека: Уч. пос. 2-е изд. М.: Логос. 320 с.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2018. Vol. 9. No. 2