Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы Научная статьяОрешкина Т. А. к.соц.н. доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет oreshkina.tanya@gmail.comORCID ID=0000-0003-0004-7709Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы// Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 4. С. 113-123Скачиваний статьи: 629Рубрика: Экологическое образование в современной РоссииСсылка для цитирования: Орешкина Т. А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы // Вестник Института социологии. 2017. Том 8 № 4. C. 113-123.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.484For citation: Oreshkina T. A. Ecological competences in the structure of educational programs in high-schools. Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 4. P. 113-123DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.484Текст статьиАннотацияВ статье анализируются понятия «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность», доказывается, что экологическая компетенция относится к общекультурным компетенциям выпускников высшей школы. Она обеспечивает у выпускника способность оценивать результаты и последствия своей деятельности с точки зрения биосферосовместимости или минимизации вреда природе, понимание сущности природных пределов современного социально-экономического развития и причины экологического кризиса. Экологические дисциплины должны отражать системное понимание места человека в глобальной экосфере, анализировать хозяйственную деятельность как часть биосферы, межуровневые взаимодействия в мировой, государственной и общественной экологической политике. Цель экологических дисциплин – формирование у бакалавров базовых представлений о современной системе экологических дисциплин и сущности природных пределов современного социально-экономического развития. Накопление знаний о системе взаимоотношений человека с окружающей средой является первым этапом формирования экологической культуры, поэтому образовательные программы высшей школы должны содержать экологические дисциплины. Анализируется объём экологических дисциплин в образовательных программах вуза на примере Уральского федерального университета. Максимальное количество экологических дисциплин представлено в группе технических специальностей, большинство образовательных программ по направлениям подготовки «Науки об обществе» и «Гуманитарные науки» не содержат основ экологии. Описано, почему не существует формальных препятствий для включения экологических дисциплин в образовательные программы бакалавриата, рассматриваются проблемы экологического образования в высшей школе. Обосновывается необходимость массового экологического образования как первого этапа формирования экологической культуры населения.Ключевые словаэкологическое образование, экологическая компетенция, высшая школа, охрана окружающей среды, экологическая культура Список литературыГлазачев С. Н., Косоножкин В. И. 2012. Становление гуманитарной технологии формирования экологической компетентности: модель, диагностика, коррекция // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция». № 1. С. 58–67. URL: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/1/222/ [Дата посещения: 12.09.2017]. Ермаков Д. С. 2009. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дисс. … докт. пед. наук. М. 39 с. Зимняя И. А. 2006. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm [Дата посещения: 12.09.2017]. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm [Дата посещения: 12.09.2017].Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 4